Moscow-Live.ru

Вслед за Национальным союзом защиты прав потребителей (НСЗПП), который неделю назад обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с требованием о запрете пластиковой тары в России, как вредной для здоровья человека и окружающей среды, другое правозащитное общество потребовало от премьера ввести запрет в стране на использование алюминиевой тары.

Как сообщает "Коммерсант", директор Московского бюро по правам человека (МБПЧ) Александр Брод направил соответствующее письмо в адрес Дмитрия Медведева и главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко. В нем он, ссылаясь на данные Гарвардского университета, французского Института здоровья и медицинских исследований, российского НИИ гигиены имени Эрисмана и Московской медицинской академии имени Сеченова, потребовал ограничить использование алюминиевых банок, которые используются при производстве 18% российского пива.

Суть доклада - алюминий в силу своих физических свойств растворяется в кислой, соленой и щелочной среде, попадает в продукты, а потом накапливается в организме, провоцируя разного рода болезни, пишет газета "РБК daily".

Алюминий выщелачивается из упаковки и вступает в реакцию с ее содержимым. В первую очередь это относится к содовой воде, томатному соусу и кофе. Еще более опасны в этом отношении напитки, содержащие алкоголь. При длительном хранении в алюминиевой упаковке подобную реакцию вызывает даже питьевая вода.

Во время исследований в Гарвардском университете США 75 добровольцев в течение недели ежедневно съедали суп из алюминиевых банок, в результате чего в их организмах увеличилось количество вредных химических соединений. К примеру, ученые зафиксировали в сотни раз больше выделений такого вредного вещества как бисфенол-А.

В докладе отмечается, что алюминиевые банки в виде мусора засоряют окружающую среду, так как имеют длительный срок разложения.

По словам Александра Брода, использование алюминиевой тары для массовых категорий потребителей на законодательном уровне никак не ограничивается, хотя опасность алюминиевой посуды для здоровья человека российскими регулирующими органами осознается. К примеру, согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008г. N45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08", не допускается использование деформированной кухонной и столовой посуды, с отбитыми краями, трещинами и столовых приборов из алюминия.

Заинтересованности в организации сбора отходов у производителей тоже нет. Основная часть отходов алюминиевой тары попадает на полигоны ТБО и на свалки, а оттуда - в землю и грунтовые воды. При этом время разложения алюминиевой банки составляет 500 лет. Как отмечают эксперты, в условиях крайнего дефицита необходимой инфраструктуры и предприятий-переработчиков прирост использования алюминиевой тары грозит России масштабными экологическими проблемами.

Сейчас темпы роста производства алюминиевых банок опережают темпы роста потребления напитков и пива. Причины популярности алюминиевой тары очевидны. Во-первых, это дешевизна. Во-вторых, алюминий легче и пластичней других материалов, что дает серьезные преимущества перед конкурентами в части дизайна. В настоящее время доминирующее положение на российском рынке алюминиевой упаковки занимает британский концерн Rexam. Ему принадлежат заводы "Ростар-Всеволожск" и "Ростар-Дмитров", в 2009 году запущен новый завод в Челябинской области. Эти предприятия производят 5700 млн алюминиевых банок в год.

В пресс-службе "Русала" (производитель первичного алюминия) и компании Rexam (крупнейший производитель алюминиевых банок) в ответ на письмо правозащитников заявили, ссылаясь на международную практику, о том, что алюминиевая банка считается наиболее безопасным видом упаковки.

Как отмечает "РБК daily", по мнению руководителя Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павла Толстых, обращение МБПЧ может быть результатом лоббистских усилий производителей пластика, которые хотели бы переключить внимание чиновников и общественности на этот вид упаковки, использующейся при производстве пива.

Впрочем, и в случае требований правозащитников из Национального союза защиты прав потребителей запретить пластиковую тару, эксперты наблюдают те же лоббистские усилия. Как ранее заявлял директор по внешним связям и работе с органами госвласти ПК "Балтика" Алексей Кедрин, и мартовское письмо НСЗПП о вредности ПЭТ-упаковки, и письмо депутата ЕР Михаил Тарасенко о воздействии пива из ПЭТ-тары на человека, стали очередной попыткой повлиять на окончательное решение по техрегламенту "О безопасности алкогольной продукции".

Однако, как сообщает "Коммерсант", запрета на использование ПЭТ-тары в техрегламенте пока не будет - накануне правительственная комиссия под председательством главы Минпромторга Дениса Мантурова утвердила его окончательный вариант. Но вопрос об использовании ПЭТ, скорее всего, поднимут в рамках другого техрегламента - "О безопасности упаковки".

Если же удастся свои идеи пролоббировать Александру Броду, то единственной тарой, из которой можно будет пить пиво, останется стеклянная бутылка. Но, как предупреждает менеджер одной из пивоваренных компаний, и в ней при большом желании можно найти вредные вещества, которые, например, могут туда попасть после промывания ее водой.