Вести

Концепция первой фазы освоения Штокмановского месторождения стала темой острой дискуссии между оператором проекта Shtokman Development AG (совместное предприятие "Газпрома", Total и норвежской StatoilHydro) и 100%-ной "дочкой" российского концерна "Газпром добыча шельф", на балансе которой находится лицензия.

Вице-президент французской Total Жан-Жак Москони заявил The Wall Street Journal, что добыча начнется в 2015 году, а поставка сжиженного природного газа (СПГ) - в 2016 году. Причины двухлетней задержки он объяснил "многочисленными техническими проблемами".

Предложенный французами однофазный подход к транспортировке на берег добываемого под водой сырья был встречен в штыки партнерами, пишет "Время новостей" о причинах конфликта. В свою очередь Total считает слишком дорогим удовольствием строительство и обслуживание плавучего газоперерабатывающего комплекса и раздельных трубопроводов для прокачки газа и конденсата на сушу.

Для российского гиганта превентивное выступление Total даже выгодно, поскольку заявление о задержке очередного газового мегапроекта исходит от одного из иностранных партнеров, которых изначально привлекали в "Штокман" именно для решения этих самых "многочисленных технических проблем".

Кроме того, иностранные партнеры "Газпрома" опасаются брать на себя ответственность за реализацию проекта по причине многочисленных неприятностей, которые преследуют первый в Баренцевом море проект по производству СПГ на базе норвежского месторождения Snohvit ("Белоснежка"): завод остановил производство из-за неполадок с электрикой.

Сомнения в наличии дополнительного спроса на трубопроводный газ в Европе и тревожная для производителей СПГ неопределенность на рынке газа в США также не способствуют поиску быстрых компромиссов между техническими специалистами. В начале октября главный управляющий директор Total Кристоф де Маржери заявил, что при нынешних ценах на газ (около 110 долларов за тысячу кубометров) для США разработка "Штокмана" "экономически непривлекательна".

По информации газеты, глава "Газпрома" Алексей Миллер на последнем совещании, где рассматривались предложения Shtokman Development, лично говорил участникам дискуссии, что "время есть" и "торопиться не надо".

В "Газпроме" понимают невозможность выдержать ранее объявленные сроки ввода "Штокмана". И даже осознают, что при нынешней конъюнктуре выполнять их не нужно.