Приобретение акций EADS - очередная демонстрация силы со стороны России, считает американская The Wall Street Journal. "В очередной раз Россия предпочла двигаться к своей цели без лишних тонкостей. Приобретение ею 5% акций родительской компании Airbus EADS продемонстрировало задачу включить панъевропейскую аэрокосмическую и оборонную компанию EADS в кампанию по промышленной модернизации, начатую Владимиром Путиным. На кону стоят крупные рынки для попавшей в сложное положение компании. Заказ Москвы на 22 новых самолета среднего класса A350 у Airbus у всех на глазах оказался подвешенным в воздухе. Дайте нам место в совете директоров EADS, говорят русские, а не то...", - пишет американская газета. (Полный текст на сайте Inopressa.ru.)
Этот гамбит - очередной пример брутального подхода Кремля к ведению бизнеса с Западом. Он ярко проявился, когда Россия внезапно отменила 20-миллиардный нефтяной проект Royal Dutch Shell "Сахалин-2", воспользовавшись сомнительными экологическими обоснованиями. Подобно этим маневрам, то, каким образом были приобретены акции EADS - и предъявлены требования, - демонстрирует, что Путин гораздо лучше освоился с запугиванием, чем с сотрудничеством, полагает WSJ. Государственный Внешторгбанк закупал акции тайком, пока не достиг порога, когда он уже мог объявить, что обладает долей в компании. С тех пор их доля могла возрасти. Надо отдать должное русским, они знают толк в правильном инвестировании: акции EADS были куплены после того, как их стоимость упала в два раза прошлой весной в связи с задержкой сверхтяжелых самолетов Airbus A380 и последовавшей перетряской руководства.
Дополняет пугающий образ тот факт, что, согласно сообщениям российской прессы, Внешторгбанк скупал также акции Объединенной авиастроительной корпорации, образования, в котором Путин решил объединить разрозненные аэрокосмические активы, выжившие после распада СССР. От EADS требуется поделиться технологиями.
Вопрос о том, что Запад и, в частности, Европа должны предпринимать перед лицом притока капитала из богатой нефтью России, безусловно, не из простых. Однако доводы в пользу того, чтобы отказать Путину в его претензиях на EADS, очевидны, считает американская газета.
Во-первых, EADS непросто авиастроительная компания. Хотя на долю Airbus приходится более 60% их доходов и 80% их прибыли, холдинг EADS все более активно занимается также оборонной деятельностью. Он производит вертолеты, комплектующие для военной авиации, разведывательные системы, ракеты и электронную аппаратуру оборонного назначения. Среди его клиентов - большая часть европейских армий. Он стремится расширять свой бизнес с Пентагоном и наращивать свое присутствие на американском рынке. Обрадует ли этих клиентов перспектива покупать продукцию у компании, в совете директоров которой будет страна, состоящая в приятельских отношениях с такими государствами, как Сирия и Иран? Русский член совета директоров, в конечном счете, определенно нанесет вред бизнесу EADS.
Во-вторых, нет никаких причин принимать российский постулат о том, что член совета директоров будет способствовать сотрудничеству в области промышленности и возможному обмену технологиями. Российский рынок, разумеется, нельзя игнорировать. Однако EADS должен принять свободное решение о том, какого типа сотрудничество он хочет иметь со своими крупнейшими клиентами, а не идти на поводу у двойного шантажа в форме 5% акций с одной стороны и угрозы провала крупного контракта - с другой. Члены совета директоров имеют доступ к деликатной и стратегически важной информации.
В-третьих, введение России в совет директоров EADS, было бы сильнейшим регрессом для компании. Это увело бы ее назад в те времена, когда оборонная промышленность находилась под контролем правительства. В то время как альянс Lagardère и DaimlerChrysler пытается отбиться от своекорыстных тактических маневров французского правительства в компании, им не нужен в совете директоров Кремль. Руководство компании уже находится в тисках из-за наличия двух председателей и двух глав компании - в обоих случаях один из Франции, а один из Германии. Не потребует ли Россия ввести третьего председателя совета директоров и третьего главу компании?
Арно Лагардер и Манфред Бишоф, совместно руководящие советом директоров EADS, справедливо отвергли просьбу России о пересмотре пакта акционеров. Однако повсеместно ожидается, что Путин возобновит свои требования, когда встретится в эти выходные с президентом Франции Жаком Шираком и канцлером Германии Ангелой Меркель на трехдневном саммите. И, по слухам, президент Франции готов пойти Путину навстречу. "Едва ли Путин предложил Шираку работу, чтобы тот занял ее с мая следующего года, когда истечет его президентский срок. Но в любом случае, президент Франции должен понимать, что у него нет причин потакать России под предлогом "сотрудничества". Если Россия хочет сотрудничать, это может быть достигнуто без вручения Москве ключей от EADS", - считает WSJ.