Вести

Российские миллиардеры-партнеры BP охарактеризовали свой конфликт с британским нефтяным гигантом как борьбу акционеров, но конфликт, скорее всего, закончится тем, что ТНК-BP – третья по величине энергетическая компания России – будет взята под контроль государственной компанией, пишет New York Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Кремль методично возвращал отрасль под свой контроль с тех пор, как начали расти цены на нефть в 2004 году: сначала ЮКОС, затем англо-голландская Shell, российская "Русснефть", теперь ТНК-BP - всех вынуждают продать активы либо пересмотреть сделки.

Ссылаясь на слабые показатели, российские акционеры стремятся уволить Роберта Дадли, главного управляющего директора ТНК-BP. Они также хотят выслать других иностранных менеджеров, прикомандированных компанией, из страны.

Однако Дадли заявил, что он не очень доверяет жалобам российских партнеров по поводу финансовых показателей ТНК-BP. "Я слышал эти доводы о показателях деятельности, и они для меня – пустой звук", – отметил Дадли, упомянув о высоких дивидендах, которые выплатила ТНК-BP с момента своего создания в 2003 году.

Общий доход акционеров компании с момента ее создания составил 36 млрд долларов, что способствовало повышению прибыли BP и перемещению на более высокие строчки фамилий российских партнеров в списке богатейших людей Forbes.

Так, Леонард Блаватник, нью-йоркский финансист российского происхождения, заработал 4,5 млрд доллара на своей 12,5-процентной доле в ТНК-BP, что, в соответствии с рейтингом журнала, превышает его чистые доходы за период с 2003 по 2008 годы.

Тем не менее BP, похоже, приближается к потере контроля.

Когда создавалось предприятие, его называли триумфом российского бизнеса и глобализации. Но компания очень быстро впала в немилость у местных властей, когда цены на нефть повысились и средства, выплачиваемые британцами за участие, оказались ничтожными по сравнению с прибылью BP.

По мнению нефтяных аналитиков, Россия в своем стремлении пересмотреть сделку ныне прибегает к помощи акционеров, чтобы ослабить позицию BP на переговорах. Так же, как она использовала налоговый кодекс, чтобы ослабить ЮКОС, когда-то крупнейшую в России частную нефтяную компанию, и природоохранное законодательство – для давления на Shell, когда-то крупнейшего иностранного инвестора посредством нефтегазового проекта "Сахалин-1".