Три руководителя Еврокомиссии - ее глава Жозе Мануэль Баррозу, еврокомиссар по конкуренции Нелли Кроес и еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс - представили 19 сентября в Брюсселе пакет проектов директив Еврокомиссии по реформе энергетического рынка ЕС.
Проект содержит протекционистские меры против инвестиций российских компаний в Европу, считает "Коммерсант". В случае утверждения документ закроет возможность инвестиций "Газпрому" в европейскую энергетику.
Смысл проекта сводится к созданию ACER - наднационального органа власти, который получил бы полномочия по выработке единой тарифной и конкурентной
Поправками запрещается одновременное управление одной компании генерацией электроэнергии и транспортировкой ее, а также добычи газа и его транспорт по трубопроводам. Речь идет о разделении национальных операторов энергорынка Европы (например, Gaz de France, Electricite de France, E.ON, RWE, Endesa) на генерирующие и сетевые компании. Инвестиций в энергогенерацию и газодобычу проект документов не ограничивает.
Проекты директив предполагают и ограничения на покупку контрольных пакетов акций выделяемых сетевых компаний - энергосетей и газопроводов: на компании из третьих стран ACER наложит те же ограничения, что и на компании ЕС. Господин Баррозу вчера пояснил необходимость этого тем, что разделение компаний приведет к уменьшению их размеров - реформа энергетики сделает их "мишенью" для поглощений компаниями третьих стран.
Чтобы получить санкцию ACER и Еврокомиссии на покупку актива, работа компании из третьей страны должна регулироваться на своей территории теми же принципами, что и в ЕС. "Газпром" может претендовать, например, на британскую Centrica в случае, если из него будет выделена Единая система газоснабжения и передана в управление независимой компании или продана.
Первые обсуждения поправок начнутся в ЕС в начале октября 2007 года, в случае успешного прохождения бюрократических инстанций ограничения могут коснуться инвесторов в мае 2008 года.
Европа тоже не хочет делиться
"Поправки Кроес-Пиебалгса" для России серьезнее, чем принятие Энергетической хартии - этот документ не предусматривал разделения "Газпрома". Вопрос о разделении дискутировался в правительстве России с 1995 по 2003 год, пока менеджмент "Газпрома" и руководство Минпромэнерго не объявило его закрытым.
"Газпрому" остается надеяться лишь на разногласия в самом ЕС. Андрис Пиебалгс вчера признал, что в ЕС "нет полного согласия" в том, как и в какой срок будут делиться энергоконцерны, но, по его словам, то, что это нужно делать, признают все 27 стран ЕС. Протекционистская защита энергорынка Евросоюзом вряд ли будет отвергнута, но "пакет Кроес-Пиебалгса" может не пройти в ходе дискуссий в совете ЕС, как это произошло в июне.
В нынешнем виде предложения Еврокомиссии не пройдут, уверены "Ведомости". Инициативы Еврокомиссии должен одобрить Европарламент и совет глав государств ЕС.
Против будут Франция, Германия и Италия — эти страны не желают дробления национальных энергетических гигантов, таких как E.On, Eni или Gaz de France.
Документ едва ли будет одобрен в нынешнем виде, скорее это отправная точка для переговоров Еврокомиссии с национальными правительствами. Как будут проходить эти переговоры, станет ясно после встречи министров энергетики стран Евросоюза в октябре.
В Евросоюзе уже давно сложилась мощная оппозиция такого рода предложениям, утверждает и "Время новостей".
Руководители немецких компаний, которые могут лишиться сетей, реагировали на предложение Еврокомиссии крайне резко. Председатель правления крупнейшего в Европе энергетического концерна E.ON Вульф Бернотат привел для примера страны, в которых в той или иной форме был проведен процесс отчуждения электросетей или газопроводов. По его словам, этот путь "не ведет к усилению конкуренции, не ведет к более высоким инвестициям, не ведет к более низким ценам".
Чем владеет "Газпром" в Европе
Предложения по расчленению затрагивают не только планы на будущее "Газпрома", но и текущие интересы. Компания владеет крупными пакетами акций в компаниях, владеющих газопроводами на территории стран ЕС,- немецком Wingas (совместное предприятие с Wintershall) и польском EuRoPolgaz (принадлежит польский участок газопровода Ямал--Европа).
В случае вступления в силу рекомендаций Брюсселя из этих бизнесов придется выходить. Глава Wingas Райнер считает законодательную инициативу Еврокомиссии "серьезным вмешательством в права собственности частных компаний".
Впрочем, есть и компании, публично поддержавшие настрой Брюсселя. Старший вице-президент энергетической компании Fortum, которого цитирует Bloomberg, сказал, что предложения Еврокомиссии необходимы для гарантии того, что ни один производитель энергии не получит власти над транспортной инфраструктурой.