НТВ

С 1 октября 2006 года оптовая торговля парфюмерией практически парализована. Получить лицензию на работу почти невозможно. Те, кому это все же удается, вынуждены работать в несколько раз медленнее - так как обязаны использовать пресловутую ЕГАИС, сообщает газета "Коммерсант". На 1 октября из 3,5 тысячи оптовиков лицензии получили лишь 187 компаний. Вскоре на рынке начнется дефицит духов, дезодорантов и всей спиртосодержащей бытовой химии.

Действие вступившего в силу 1 июля закона "О госрегулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" распространяется на производство, оптовую и розничную торговлю спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукцией и бытовой химией с долей содержания этилового спирта более 1,5%. В результате производители и торговцы косметикой, подобно участникам алкогольного рынка, были вынуждены получать как минимум две новые лицензии - на торговлю и хранение этих товаров. Затем данные о передвижениях продукции им пришлось заносить в ЕГАИС.

Исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Владимир Салев сообщил, что 90% оптовых компаний, работающих на рынке парфюмерии и бытовой химии, - это малые предприятия с годовым оборотом в 5-8 млн рублей в год и чистой прибылью до 600 тыс. рублей. "Сумма единовременных расходов на приобретение лицензии, установку и обслуживание ЕГАИС, оборудование складов в разы превышает эти цифры, достигая 700-800 тыс. рублей", - говорит Салев. Поэтому большинство компаний предпочли просто отказаться от приобретения лицензий, уйдя с рынка. Как сообщает глава РПКА, "до первого июля этого года на рынке насчитывалось 3,5 тыс. оптовых компаний, по нашим данным, на 1 октября этого года получили лицензии лишь 187 из них".

Критическое положение на рынке подтвердили и крупнейшие мировые производители, работающие на рынке: Procter & Gamble, Unilever, Henkel, которым пришлось либо полностью прекратить, либо сильно ограничить импорт спиртосодержащей продукции. Емкость российского рынка косметики и парфюмерии оценивается в 7 млрд долларов. Доля спиртосодержащей продукции на нем составляет порядка 23%.

По словам дистрибуторов, которые все же решили получать лицензии, их вины в том, что они не смогли вовремя получить разрешение на работу, нет. Подзаконные акты, касающиеся торговли спиртосодержащей парфюмерией, были подписаны только в конце августа. Кроме того, все внимание чиновников в настоящий момент направлено на ликвидацию последствий их действий на рынке алкогольной продукции.

Тем временем, по словам участников рынка, если вступление закона для парфюмерного рынка не будет отложено, в ближайшие месяц-два потребители столкнутся с серьезным дефицитом спиртосодержащей парфюмерии и бытовой химии. По оценкам одной из компаний, продажи в третьем квартале 2006 года универсальных моющих и чистящих средств, содержащих спирт, сократились на 70%, продажи дезодорантов и средств по уходу за волосами упали на 74%. Кроме того, специалисты говорят, что цены на рынке вне зависимости от категории товара вырастут на 20-30%.

Причем пострадать могут и рынки, которые, на первый взгляд, никак не связаны с нелегальным производством и оборотом спирта. "Наша компания занимается производством электробритв, в комплекте к которым прилагается жидкость для очистки бритвы, содержащая спирт, - рассказал Константин Дубинин из Procter & Gamble. - Теперь все магазины по торговле бытовой электроникой были вынуждены отказаться от нашего товара, поскольку из-за бритв они не будут устанавливать ЕГАИС и возиться с получением лицензии на торговлю спиртосодержащей продукцией".