Следователи прокуратуры возобновили обыски по делу о контрабанде сотовых телефонов в офисах крупнейших сотовых дилеров России - компаний "Евросесть", "Цифроград", "Диксис" и "Беталинк". Обыскивают и некоторые склады в Подмосковье. Прокуратура блокирует работу сотовых компаний уже три дня. Эксперты не знают, чем объяснить резко возросшую активность по делу двухлетней давности. Зато они указывают, что вскоре на рынке может возникнуть дефицит телефонов - склады на отгрузку не работают, магазины реализуют то, что завезли ранее.
8 августа обыски были проведены по более чем десяти адресам, в том числе в квартирах топ-менеджеров компании, в частности, одного из вице-президентов "Евросети" и начальника службы безопасности.
На следующий день обыски проводились в офисах ряда других компаний по продаже сотовых телефонов, в частности, "Диксис" и Беталинк", сообщает "Интерфакс". В Генеральной прокуратуре России, которая расследует дело о контрабанде, факт проведения обысков подтвердили.
Официальные представители правоохранительных органов пока не подтверждают информацию об обысках у сотовых ритейлеров в пятницу. Компании "Цифроград", "Диксис" и "Беталинк" также воздерживаются от комментариев.
В "Евросети" заявили, что обыски по делу о контрабанде сотовых телефонов в компании в пятницу не проводились, но проводились 8 августа. "Следственно-оперативные мероприятия проводились в офисах и на складах "Евросети" в среду, тогда представители компании предоставили всю запрашиваемую документацию", - заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь "Евросети" Очир Манджиков. По его словам, обыски прошли "в полном соответствии с законодательством".
Вице-президент по безопасности "Евросети" Борис Левин подтвердил ранее "Коммерсанту", что у него дома 8 августа также был проведен обыск: "Его проводили сотрудники Генпрокуратуры. Их интересовали бумаги, которые могли бы иметь какое-либо отношение к старому, двухлетней давности, делу о контрабанде. Длился обыск недолго, сразу после него я поехал на работу. В основном досматривали бумаги".
По поводу того, почему правоохранительные органы говорят об обысках более чем по десяти адресам, Борис Левин предположил, что речь могла идти и о сотрудниках других компаний, фигурирующих в деле. "Не раз говорил: никакой контрабанды не было. Это было ясно и два года назад, и сейчас", - подчеркнул Левин.
Участники рынка констатируют, что вне зависимости от результата уголовные дела осложняют бизнес ритейлера и ставят под вопрос IPO "Евросести", запланированное на 2008 год. "Мы крайне негативно воспринимаем информацию о том, что генеральная прокуратура провела обыски в квартирах и на рабочих местах топ-менеджеров компании "Евросеть" в рамках дела, открытого еще в августе 2005 года. Данные обстоятельства могут серьезно навредить предстоящему в 2008 году IPO компании", - говорится в сообщении ИК "Финам".
Давать конкретные прогнозы относительно результатов уголовного дела, по которому проводились вчерашние обыски, эксперты затрудняются. "Безусловно, в рамках возбужденного и незакрытого уголовного дела логично, что могут проводиться обыски, но сейчас сложно предсказать, какие могут быть после них последствия, - говорит старший юрисконсульт ИК "Проспект" Эльдар Назмутдинов. - В любом случае, обыск серьезное мероприятие и, как правило, негативное".
"В любом случае это серьезный урон бизнесу, - говорит директор аналитического департамента Dresdner Kleinwort Юлий Матевосов. -До тех пор, пока ведутся следственные мероприятия, "Евросети" выходить на IPO рискованно. Не совсем понятно, как отражать в инвестиционном меморандуме возможные риски неэкономического характера. Если неожиданно будет арестован какой-нибудь из складов "Евросети", то инвесторам будет сложно объяснить экономические последствия этого ареста. У компании могут также возникнуть проблемы с получением кредитов: кредитору будет сложно учесть все риски, которые несет в себе не закрытое в отношении "Евросети" дело".
29 марта 2006 года в результате спецоперации управления "К" МВД РФ совместно с ФСБ России был задержан груз, состоявший из 167,5 тысяч мобильных телефонов, прибывших в "Шереметьево-2" из Пакистана. Стоимость задержанной партии составила около 20 млн долларов, а получателем груза оказалась компания "Евросеть".
20 апреля 2006 года по факту задержания партии сотовых телефонов было возбуждено дело по статьям 188 часть 1 (контрабанда) и 238 часть 1 (выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
По данным МВД, партия телефонов была произведена в Бразилии, Китае и Сингапуре и не отвечала российским требованиям. Экспертиза изъятойпартии сотовых телефонов Motorola С-115 показала, что уровень радиоизлучения трубок превышает допустимые нормы в 2,5 раза.
Это возмутило производителя: московский офис Motorola заявил, что телефоны имеют российский сертификат соответствия. Милиционеры в итоге предстали в самом невыгодном свете: часть партии им впоследствии пришлось вернуть, часть они успели уничтожить под видом вредных для здоровья товаров. Участники рынка назвали тот случай самой яркой победой бизнеса в противостоянии с милицейским рэкетом.
"Евросеть" владеет крупнейшей сетью салонов связи в России. Компания занимается продажей сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов, подключением к операторам сотовой связи. Сеть компании включает салоны связи в России, на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, Литве, Эстонии, Латвии, Молдавии и Армении. Выручка "Евросети" в 2006 году выросла на 46% - до 3 млрд долларов. Компания на паритетных началах контролируется Евгением Чичваркиным и Тимуром Артемьевым.
Обыски проводятся в рамках уголовного дела о контрабанде сотовых телефонов, которое было возбужденно в августе 2005 года - тогда МВД задержало около 200000 контрабандных трубок в "Шереметьево"; в 2006 году дело забрала Генпрокуратура.
Опрошенные "Ведомостями" участники рынка объяснить такой всплеск активности силовых структур по делу двухлетней давности затрудняются. Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин предполагает, что причиной стал "переполох" вокруг действий правоохранительных органов на других рынках, в частности на компьютерном.
Напомним, что в июле ассоциация, представляющая крупнейшие IT-компании (АП КИТ), обвинила силовиков и аккредитованные при РФФИ фирмы в "товарном рейдерстве". Участники АП КИТ (а это крупнейшие IТ-компании) подписали специальную хартию и обязались не участвовать в перепродаже изъятой техники. Как раз после того августовского дела крупные компании отказались от серого импорта - сегодня они ввозят мобильные телефоны вбелую, не используя фирмы-однодневки, говорит Муртазин.
Он предполагает, что у тех, кто стоит за арестами партий телефонов, исчезла возможность изымать их под предлогом контрабанды и они пытаются найти новые схемы "получения денег ниоткуда".