"Независимая газета" обратила внимание на некоторые "интересные события", которые происходят в российском бизнесе. Издание пишет, что крупные олигархи решили либо продать часть своих активов, либо передать их в управление сторонним структурам, а капиталы при этом уводят за рубеж.
Например, холдинг "Интеррос" активно освобождается от непрофильных активов: "Альфа-групп" и British Petroleum купили у холдинга пакет нефтяной компании "Сиданко". Расстался со своей долей в российской хлебной монополии "Росхлебопродукт" ее руководитель Леонид Чешинский.
Одновременно с этим бизнесмены активно занимаются созданием иностранных "дочек". Руководитель холдинга "Объединенные машиностроительные заводы" Каха Бендукидзе недавно официально попросил зарегистрировать дочернюю компанию в Голландии. "Альфа-групп" приобрела голландскую "дочку" СБС-АГРО, что теперь позволяет холдингу создавать филиалы банка в странах ЕС.
По неофициальной информации газеты, глава "Альфа-групп" Михаил Фридман решительно настроен на инвестировании денег корпорации за рубежом, причем масштаб вложений может измеряться сотнями миллионов долларов. Близкие к Фридману источники стали поговаривать о намерении руководителя холдинга покинуть Россию.
Существует и официальное √ вполне логичное, кстати √ объяснение происшедшего. Например, "Интерросу" нужны свободные средства для вложений в новый сельскохозяйственный бизнес и международную деятельность "Норильского никеля". Передача активов "Сибнефти" и "Русского алюминия" в Мillhouse Capital вызвана необходимостью создания единого центра управления диверсифицированным бизнесом холдингов. Вложение денег в зарубежный банковский сектор "Альфа" объясняет стремлением облегчить жизнь российским компаниям, имеющим в своей собственности иностранные активы.
Продажа так называемых непрофильных активов и высвобождение капитала, создание дочерних структур за рубежом и передача активов в управление иностранным компаниям представляют собой не что иное, как попытку отечественных бизнесменов застраховать себя и свой бизнес от вмешательства государственной власти, считает НГ. А у бизнеса сейчас есть все основания опасаться государственной машины: деятельность Генпрокуратуры и Счетной палаты, направленная против крупных российских чиновников, в последнее время активизировалась. На фоне громких антикоррупционных дел невинно выглядит даже создание финансовой разведки. Несмотря на заявления представителей Генпрокуратуры о том, что единственной целью проверок являются государственные структуры, мало кто сомневается в скором начале наступления государства на частный бизнес, заключает газета.