На торги, на которых разыгрываются 537 АЗС ЮКОСа, собралась российская "дочка" Shell, которая подписала договор задатка с конкурсным управляющим ЮКОСа Эдуардом Ребгуном. Англо-голландский концерн готов биться со структурами государственной "Роснефти" и ТНК-BP, чтобы прорваться в лидеры розничного рынка России, сообщают "Ведомости".
ЮКОС начал скупать АЗС в Москве в 2000 году. Старые станции он превращал в современные комплексы, открывал на АЗС магазины. К 2003 году он получил 50 АЗС в столице (2 место на московском рынке), а также заправки в Самаре, Новосибирске, других регионах.
Теперь эти станции могут отойти Shell. Российское ЗАО "Шелл Нефть" (принадлежит трем лондонским структурам нефтяного концерна) подписало договор задатка на покупку сети автозаправок ЮКОСа, выставляемых на торги в четверг. Стартовая цена 12-го лота, на который претендует англо-голландская компания, - 7,7 млрд рублей.
До сих пор компании на стратегическом для нее российском рынке добиться сколько-нибудь заметных успехов не удалось: с 1997 года, когда Shell впервые появилась на российском розничном рынке, она обзавелась 21 заправкой в Петербурге и семью - в Москве.
Shell предстоит выдержать серьезную конкуренцию. Договор задатка на приобретение 12-го лота подписали семь компаний, среди которых структуры ТНК-BP (ООО "ТНК-Югра") и "Роснефти" ("Нефть Актив").
Успех на аукционе превратил бы Shell в одного из лидеров российского розничного рынка. По числу собственных станций компания серьезно отставала бы только от "Лукойла" (более 1600 станций по России) и "Роснефти" (более 650 собственных АЗС, плюс недавно приобретенные 236 АЗС ЮКОСа в Восточной Сибири). К ТНК с ее примерно 600 собственными АЗС и еще 50 комплексами под брендом BP Shell подобралась бы вплотную. Интересно, что на мировом рынке Shell с 45000 АЗС значительно опережает BP с ее 24600 заправками.
Участвуя в распродаже ЮКОСа, руководство Shell может столкнуться с судебным преследованием со стороны миноритарных акционеров компании. "Дело ЮКОСа и его банкротство - звенья одной цепи, распродажу активов мы (бывшие менеджеры ЮКОСа) считаем экспроприацией, а банкротство - фальсификацией", - предупредил представитель Yukos International UK Клэр Дэвидсон.