Претензии США к Китаю и его валютной политике получили официальное оформление. Президент США Джордж Буш заявил, что валютная политика Китая является несправедливой и США будут "разбираться" с этим вопросом в ходе переговоров.
Объявил он об этом в интервью телеканалу CNBC, отметим, что министр финансов США Джон Сноу, посещающий сейчас страны Азии, передал Китаю "серьезное послание от администрации, что мы ожидаем от наших партнеров по торговле справедливого отношения к людям - нашим производителям, рабочим, фермерам, - и мы не считаем, что с нами обходятся справедливо, когда валюта контролируется государством".
В США считают, что валюта Китая недооценена. Недооцененная валюта делает продукцию страны дешевле на внешнем рынке. Растущая армия критиков утверждает, что китайский юань оценивается на 40% ниже реальной стоимости. Это подтверждает и "индекс Биг Мака" авторитетного журнала The Economist. Политики в США требовали от Буша оказать давление на Китай, добиваясь отмены существующего уже восемь лет фиксированного курса 8,28 юаней за доллар и принятия политики плавающего обменного курса.
И Буш такое давление оказал. Однако находившийся с визитом в Пекине Джон Сноу добился от китайцев лишь обещаний в долгосрочной перспективе "приблизиться к большей гибкости" национальной валюты. Однако высокопоставленные представители КНР в собственных заявлениях отстаивали приоритеты небольших колебаний юаня перед свободно плавающим курсом, отмечает РИА "Новости".
Сейчас говорят о необходимости заставить Китай установить новую стоимость юаня и в Европе. Недавно Вим Дуйзенберг, глава Европейского центрального банка, заявил, намекая на Китай, что валютная политика, проводимая некоторыми азиатскими странами, создает "серьезный макроэкономический дисбаланс" и представляет угрозу для мирового экономического роста.
С другой стороны, очевидно, проблема гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Эксперты опасаются, что резкий рост китайской валюты может вызвать в стране дефляцию, которая дестабилизирует и без того неустойчивую банковскую систему. При этом укрепление юаня приведет к повышению цен на одежду, предметы домашнего обихода и другие китайские экспортные товары, которые дешевы благодаря нынешнему фиксированному курсу.
А ведь в настоящее время Китай является одним из немногих двигателей мировой экономики. В итоге пока администрация США осторожно пытается убедить китайских лидеров в том, что более "гибкая" политика будет служить интересам Китая и облегчит его превращение в мировую экономическую силу.
Но Пекин дает понять, что не склонен делать по этому поводу ничего, кроме символических жестов. Самое большее, что китайцы могут предложить Сноу, это некоторое ослабление валютного контроля или обещание начать детальное изучение обменного курса.
В то же время директор вашингтонского Института мировой экономики Фред Бергстен заявил, что при американском торговом дефиците с Китаем, превышающем сегодня 100 млрд долл., давление против импорта из Китая будет только усиливаться. "Китай искусственно делает свою валюту дешевой, а это означает, что все китайские товары продаются по искусственно низким ценам, - отметил Бергстен. - Если ничего не предпринять, можно дождаться вспышки протекционизма, направленной против Китая".