Коллаж NEWSru.com

Цена на нефть регулярно переваливает за 70 долларов за баррель, и хор голосов, предупреждающих о негативном воздействии этого обстоятельства на экономический рост, день ото дня становится все громче. По оценке Международного валютного фонда, возросшие цены на нефть-сырец отчасти виновны в снижении глобального экономического роста в этом году на 0,8%.

Хотя рост цен на энергоносители, несомненно, окажется тормозом для большей части глобальной экономики, с Россией, вторым в мире крупнейшим экспортером нефти, совсем другая история, отмечает The Times, статью которой публикует Inopressa.

В 1998 году экономика России переживала кризис: ВВП сокращался на 5% в год, обваливались "ниже некуда" фондовые рынки, инфляция стремительно взмывала в сторону трехзначных чисел, а дефолт по правительственному долгу привел к 45%-ной девальвации рубля к концу года. Однако спустя всего 7 лет финансы России находятся в крепком здравии, экономика растет темпами, какие могут посоперничать с самыми быстрорастущими экономиками мира, констатирует The Times.

По словам Ирины Топа-Серри, инвестиционного стратега в AXA Investment Managers, болезнь российской экономики в конце 1990-х совпала с падением цен на нефть ниже 12 долларов за баррель. Изменения последнего времени являются прямым результатом неуклонно растущих цен на сырец.

"Экономический рост России всегда был тесно связан с тенденциями в области цен на нефть. Сегодня "черное золото" составляет 55% российского экспорта, – говорит она. – Более того, каждый год Россия завоевывает новые доли рынка – 12% мирового производства в 2004 году, тогда как в 1997 году было всего 9%".

Статистика подтверждает ее аргументы. Рост ВВП в прошлом году достиг почти 6%, а в этом году, как ожидается, составит 4,5%, и самый большой вклад в это внесли инвестиции в нефтяную индустрию. Тем временем ширящийся экспорт нефти показывает, что экспорт превышает импорт на 12,5% ВВП. Кроме того, нефтяной бум дал федеральному правительству гигантский профицит бюджета в 7% ВВП.

Эти позитивные изменения привели к тому, что Standard & Poors, авторитетное рейтинговое агентство, повысило российский суверенный рейтинг до инвестиционного уровня. Россия даже досрочно начала выплату своего внешнего долга Парижскому клубу с депозита в 15 млрд долларов пару недель назад.

Алия Юсуф, менеджер по развивающимся рынкам в First State, не сомневается, что российскую экономику спасли только высокие цены на нефть. "Возрождение России, конечно же, связано не с экономическими реформами, потому что их как таковых и не было. Банковская система очень хрупка, и правительство, похоже, не собирается решать проблему с пенсиями", – говорит она.

"Частное потребление начало расти только в последнее время, а расходы остались на прежнем уровне – так что без нефтяных доходов Россия была бы в беде". Юсуф добавляет, что, несмотря на рекордно высокие нефтяные доходы, Путин упустил хорошую возможность диверсифицировать экономику и провести структурные реформы, в которых остро нуждается страна. "Россия – это не гражданское общество: она страдает от увеличивающегося неравенства доходов, коррупции. СМИ недостаточно свободны, ситуация в сфере прав собственности далека от идеала".

"Путин занимает очень влиятельную позицию, и поэтому то, что он не проводит реформы, которые увеличили бы потенциал роста страны, печально и не внушает оптимизма".

Топа-Серри соглашается: "Нефтяная благодать, снизошедшая на Россию, дает ей козырь перед появляющимися конкурентами в среднесрочной перспективе. Однако для того, чтобы российская экономика развивалась, государственные политики должны встать на путь проведения структурных реформ".