В Кунцевском районном суде Москвы вынесен приговор 57-летнему писателю и детскому невропатологу Борису Баскину, который признан виновным в покушении на убийство. Поводом для возбуждения уголовного дела стала драка родителей двух юных спортсменов, участвовавших в теннисном турнире. Одним из этих родителей и был Баскин.
По решению российской Фемиды врач проведет за решеткой 6,5 года. Отбывать срок он будет в исправительной колонии строгого режима, пишет "Московский комсомолец".
11 октября 2015 года в 09:00 жена Бориса Баскина Оксана повела восьмилетнего сына Макара (имя изменено) на теннисный турнир. Мальчику удалось дойти до полуфинала, где он встретился с соперником, за которого активно болели родственники. Они громко кричали, оспаривали решения судьи и выражали недовольство.
"Они открыто оскорбляли меня и сына. Я успокаивала его как могла", - вспоминает Оксана. По словам женщины, такое поведение родственников соперника выбило из колеи ее сына и он проиграл матч со счетом 3:2.
С корта Макар ушел в слезах. Примерно к этому времени на соревнования приехал и ее муж Борис.
Неожиданно к супругам подбежал незнакомый мужчина. "Слышь, ты, пойдем выйдем?! - обратился он к Баскину. - Я приехал из Солнцево тебя убивать".
Как потом выяснилось, зачинщика конфликта зовут Алексей Пономарев. В материалах уголовного дела ему также отведена главная роль в обострении ситуации. Однако это не помешало ему получить статус потерпевшего, которого якобы пытались убить.
По версии следователей и суда, "действия Пономарева, который взял Баскина под локоть, с учетом его словесных предложений выйти поговорить вызвали неприязнь к потерпевшему у Баскина". Более того, у Бориса якобы "возник и сформировался преступный умысел, который был направлен на убийство Пономарева".
Оксана умоляла Бориса не отходить со странным незнакомцем. Но Борис все же решил поговорить с ним, чтобы Пономарев не напугал своим поведением находящихся рядом детей. По дороге к месту выяснения отношений Пономарев уже не мог сдерживаться: он несколько раз подталкивал Бориса сзади, а затем ударил его кулаком в шею.
Завязалась потасовка, в ходе которой Борис, по версии следователей, ударил потерпевшего "дротиком" из мягкой пластмассы. Это приспособление предназначено для того, чтобы поправлять струны теннисной ракетки после игры.
Получив травму, Пономарев упал, но оставался в сознании. По словам Оксаны, он "даже требовал отвезти его в какую-то конкретную больницу, где у него были связи". Кровотечения у пострадавшего не было.
Оксана предполагает, что "дротик" случайно оказался в руках у мужа во время драки. "Борис защищался!" - уверена она.
От тяжелых обвинений Баскина могли бы спасти видеозаписи с камер наблюдения. Но, как выяснилось, именно 11 октября 2015 года ни одна из камер на корте почему-то не работала.
"Любой может творить беспредел и стать потерпевшим"
В ходе судебного процесса защита Бориса Баскина, который ранее был спортсменом, представила положительные характеристики на него. Они были написаны спортивной федерацией, московской городской организацией "Союз писателей России", в которой Баскин состоит. Также за подсудимого лично поручился заместитель председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ игумен Серапион.
Даже тот факт, что у самого Баскина после драки было диагностировано сотрясение мозга, суд оставил без внимания. Фемида решила, что Пономарев лишь активно оборонялся и благодаря этому Баскину не удалось реализовать преступный умысел на его убийство.
Отметим, что юристы квалифицировали произошедшее по ч. 2 ст. 114 УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны"). В этом случае Баскину грозило бы наказание в виде двух лет колонии. Однако следователи сразу возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 111 УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью"), по которой ему могли назначить уже 10 лет лишения свободы.
Между тем потерпевший обвинил Бориса именно в попытке умышленного убийства и даже написал соответствующую жалобу. Прокуратура ее не удовлетворила. Но тогда уголовное дело забрали себе сотрудники районного управления СК РФ, которые сразу переквалифицировали обвинение на ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ ("Покушение на убийство").
По словам Оксаны, Пономарев запросил у Бориса отступные в размере 10 миллионов долларов. Только за такие деньги он был готов, по неофициальным данным, отозвать свое заявление и пойти на мировую.
Приговор Баскину зачитали в июне 2017 года. Причем прокурор просил для него девять лет колонии.
В настоящий момент Борис и его семья ждут рассмотрения апелляции в Мосгорсуде. "Больно то, что дети до сих пор не знают, где папа и что с ним, и я не могу им этого объяснить. Макару как самому старшему говорю, что папа пока лежит в больнице", - говорит Оксана.
Третий сын в семье родился уже после того, как Борис попал в следственный изолятор. Получается, отца он совсем не видел.
Макар перенес сильнейший стресс и уже два года наблюдается у психиатра. Сразу после случившегося он положил теннисную ракетку на стол и сказал, что больше никогда в жизни до нее не дотронется, хотя с детства мечтал сыграть в финале Уимблдона.
"Получается, что любой может ворваться в нашу жизнь, разрушить ее, оскорбить, ударить, творить беспредел и при этом стать потерпевшим?!" - задается вопросом Оксана.