В Санкт-Петербурге маньяка Дмитрия Вороненко приговорили к пожизненному заключению.
Суд согласился с позицией гособвинения, требовавшего приговорить подсудимого к смертной казни, однако из-за действующего в России моратория заменил наказание на пожизненное заключение, сообщает "Интерфакс".
Судьи также сочли отягчающим обстоятельством то, что свои преступления Вороненко совершал во время условно-досрочного освобождения - он был осужден за аналогичное преступление в 2004 году и отпущен по условно-досрочному освобождению в 2005 году.
36-летний гражданин Украины Дмитрий Вороненко совершил по крайней мере четыре убийства и пять изнасилований. Лишь одной девушке чудом удалось выжить. Самой младшей жертве маньяка было всего 11 лет.
При этом все погибшие были блондинками ростом около 150 сантиметров, сообщает телекомпания НТВ. Преступления маньяк совершал в течение четырех месяцев, с декабря 2006 по март 2007 года. Врачи признали педофила-убийцу вменяемым.
Сам же маньяк объяснил убийства тем, что у него нет собственных детей и, дескать, поэтому их не должно быть и у других людей.
Правда, в своем последнем слове Вороненко выразился несколько иначе. По словам матери одной из убитых, "он заявил, что сказать ему нечего и он не знает, зачем это (преступления) сделал". Свое обращение к присутствующим и суду подсудимый посчитал бессмысленным, сообщает РИА "Новости".
"Казните меня прилюдно, я со всем согласен, - цитирует маньяка женщина. - И даже попытался пустить слезу".
"Вы можете выносить какое угодно решение, мне все безразлично", - приводит заключительные слова подсудимого "Фонтанка.ру", после которых судьи удалились в комнату для совещаний.
Обвинение настаивало на смертной казни, однако, даже если суд прислушается к мнению прокуратуры, действующий мораторий предполагает замену высшей меры наказания на пожизненное заключение.
Впрочем, с мнением государственного обвинения солидарны родители жертв, которые вместе с адвокатами намерены добиваться отмены моратория на смертную казнь.
Напротив, защита просила о снисхождении, поскольку обвиняемый изначально сотрудничал со следствием и после задержания рассказал о своих преступлениях.
На возраст насильник не смотрел
Безработный уроженец Киргизской ССР Дмитрий Вороненко был задержан в Санкт-Петербурге 24 мая 2007 года по подозрению в одном нападении. Однако вскоре выяснилось, что имевший временную регистрацию подозреваемый причастен к целой серии жестоких сексуальных преступлений. Действовал убийца по одной и той же схеме: насиловал, а потом душил жертв их собственной одеждой.
В августе 2006 года он изнасиловал 17-летнюю девушку в Кировском районе, а 9 декабря - в подъезде дома по проспекту Стачек он изнасиловал и убил 11-летнюю девочку.
В январе 2007 года на стройплощадке по Полюстровскому проспекту Вороненко изнасиловал и убил 18-летнюю девушку, а в марте на Коломяжском проспекте в полуподвальном помещении извращенец аналогичным образом расправился с 20-летней жертвой. Наконец, в мае 2007 года педофил изнасиловал и убил 12-летнюю школьницу, тело которой было обнаружено в подвале одного из домов на Большой Разночинной улице.
Маньяк "с примерным поведением"
Скандал вокруг дела Вороненко разразился, когда выяснилось, что он уже был неоднократно судим: за попытку кражи, избиение и еще одну кражу. Все три приговора закончились амнистиями.
Лишь последний срок, за изнасилование, оказался реальным: в 2004 году Вороненко признали серийным насильником, но не серийным убийцей. При этом вместо 5,5 лет тюрьмы Вороненко отсидел в "Крестах" год, после чего с формулировкой "твердо встал на путь исправления, охарактеризовал себя только с положительной стороны" был выпущен на свободу.
Предполагалось, что Вороненко вернется после отбытия срока к себе на родину. Однако он осел в Северной столице и долгое время совершал новые преступления, оставаясь при этом безнаказанным. Эксперты говорят, что преступлений можно было бы избежать, если бы система слежения за освобожденными условно-досрочно не была развалена.
В этом с выводами юристов согласны и родители погибших. По их мнению, вина за случившееся лежит на чиновниках Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Петербургу и Ленинградской области. Опасаясь взыскания за то, что следственный изолятор №1 "Кресты" катастрофически переполнен, они в 2005 году выпускали условно-досрочно всех осужденных, высвобождая место для подследственных. Своего чиновники добились: к 2007 году наполнение "Крестов" спецконтингентом практически пришло в норму.
Однако выход на свободу сотен рецидивистов стал проблемой милиции, так как те несколько женщин, которые работают в районных управлениях уголовно-исполнительной инспекции ГУ ФСИН, физически не могут организовать должным образом надзор за условно освобожденными или осужденными, а участковым просто не до этого.
Родители жертв и их адвокаты старались затянуть процесс, чтобы дождаться отмены моратория на смертную казнь.
Отметим, что протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в котором есть норма об отмене смертной казни, российским парламентом не ратифицирован. Тем не менее, российские власти сохраняют мораторий на смертную казнь.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 2 февраля 1999 года, смертная казнь может быть применена только судом присяжных и только когда суды присяжных заработают на всей территории России. До 1 января 2010 года этого института не будет в Чеченской республике. Соответственно минимум до этого срока продлится и государственный мораторий на смертную казнь. Сам Вороненко на всякий случай от суда присяжных отказался.