МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
"День Х", когда может начаться кризис, грозящий похоронить всю мировую финансовую систему и нанести смертельный удар по мировой экономике, был известен еще в середине мая, когда США фактически преодолели законодательно установленный на уровне в 14,3 триллиона долларов верхний лимит госдолга. Ко 2 августа, если планка не будет поднята, американские власти исчерпают последние возможности бухгалтерских манипуляций и вынуждены будут объявить о своей неспособности в полной мере обслуживать свои долги. Иными словами - объявить дефолт.
И, несмотря на то, что вероятность подобного развития событий до сих пор всеми расценивается как крайне низкая, по мере приближения назначенной даты она стремительно растет. Причина проста: ни перманентные переговоры администрации Обамы с республиканцами в Конгрессе, ни регулярные обращения к нации американского президента, ни запрет уходить на каникулы до принятия решения, ни жесткие ультиматумы пока не принесли никаких результатов.
"Это опасная игра, в которую мы до сих пор не играли, и мы не можем позволить себе в нее играть, - заявил Обама в понедельник в очередном телеобращении. - Мы не можем позволить, чтобы американцы были принесены в жертву в вашингтонской политической войне".
Понятно, что американского президента волнуют в первую очередь американские граждане. Но заложниками "опасной игры" являются все без исключения. Доллар до сих пор является главной мировой резервной валютой, а американский госдолг составляет основу резервов как у большинства центробанков мира, так и у большинства институциональных инвесторов.
И сейчас наиболее вероятным развитием событий является достижение компромисса, который позволит "сохранить лицо" как американскому президенту, так и его оппонентам в Конгрессе. Едва ли кто-то решится принять на себя ответственность за возможные катастрофические последствия дефолта.
Республиканцы в последний момент позволят себя "уговорить", либо Обама согласится на менее существенное повышение лимита, которое позволит отложить окончательное решение вопроса до окончания ближайших президентских выборов, предоставив разбираться с проблемой следующей администрации.
Тем не менее, вероятность дефолта существует, и многие - от рейтинговых агентств, до Федрезерва - уже начинают разрабатывать "чрезвычайные сценарии" развития событий.
Что именно произойдет 3 августа, если Конгресс до 2 августа так и не проголосует за повышение верхнего лимита американского госдолга, и как в дальнейшем будут развиваться события, сегодня предсказать сложно. Прежде всего потому, что даже в ФРС пока до конца не представляют, как будут действовать в этих обстоятельствах.
"Будем ли мы работать с казначейскими бумагами так, как если бы дефолта не было? В этом случае мы фактически скажем, что мы делаем вид, что этого не произошло. Или будем действовать так, как в ситуации дефолта, и не будем кредитовать под залог этих бумаг? Это больше вопросы экономической политики", - рассуждал на прошлой неделе председатель Федерального резервного банка Филадельфии Чарльз Плоссер в интервью агентству Reuters.
Не менее важный вопрос - как поведут себя иностранные кредиторы, особенно Китай, владеющий бумагами примерно на 1,16 триллиона долларов. В настоящий момент на руках иностранцев (по большей части - центральных банков) находятся американские облигации на 4,51 триллиона долларов, и любой из крупных игроков способен дестабилизировать ситуацию.
В любом случае даже технический дефолт США, скорее всего, спровоцирует финансовый хаос, поскольку мировая экономика лишится эталона стоимости, своеобразной точки отсчета, которую выполняет американский доллар. Причем обвал доллара и распродажа долларовых активов могут очень быстро смениться тотальной вынужденной распродажей всех остальных активов и ростом курса американской валюты, как это было осенью 2008 года.
Резкие и слабопредсказуемые колебания курсов, череда биржевых крахов и банкротств банков и других финансовых организаций, волна финансового и торгового протекционизма - это наиболее вероятные первые последствия американского дефолта.
Но даже если дефолта удастся избежать, долгосрочные перспективы доллара выглядят довольно безрадостно. Быть заложником опасных внутриполитических игр, в которые играют американские политики, едва ли кому-то нравится. Поэтому можно не сомневаться, что поиски альтернативы доллару и вариантов реформирования мировой финансовой системы в ближайшем будущем существенно активизируются.