Reuters

ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой Бизнес":

Бывший министр правительства Великобритании Дэвид Мак Шейн призвал британские компании тщательно взвешивать риски инвестиций в Россию. Их главным источником, по мнению экс-чиновника, является непредсказуемость российского правящего режима, в основе которого лежат криминальные методы работы и коррупция.

Как сообщила газета The Telegraph, Мак Шейн предостерег британских инвесторов от участия в инновационном проекте Сколково, презентация возможностей которого состоялась в среду в Лондоне в рамках специально организованной конференции, одним из спонсоров которой стал британский минторг.

По сведениям издания, накануне Мак Шейн направил письмо действующему министру торговли Великобритании Лорду Грину, в котором выразил протест против проведения форума, назвав безответственными призывы к британским инвесторам вкладывать деньги в Россию - страну с огромным уровнем государственной коррупции. Обо всех этих рисках, настаивает экс-министр, Лондон обязан официально предупредить потенциальных британских инвесторов, чтобы они делали это "с открытыми глазами".

На первый взгляд, особенно на взгляд иного российского чиновника, столь нелицеприятный взгляд Мак Шейна на российскую действительность может показаться несколько тенденциозным. В конце концов, многие из названных экс-министром компаний, несмотря на все помянутые заключения, продолжают вполне успешно работать в России. К слову, на вчерашней лондонской конференции Сколково было объявлено о создании Центра прикладных исследований в области энергоэффективности теплообмена и катализа с участием новосибирского Института катализа и лондонского "Империал колледж", поддержку которым будет оказывать та самая "обиженная" BP.

Впрочем, очевидно, найдется и немало сомневающихся в том, что благородный сколковский порыв британской НК продиктован чисто коммерческим интересом, а не служит "инновационным откупом" за право владеть российскими активами и добывать российскую нефть.

Трудно спорить с тем, что подобный взгляд, как и видение экс-министра Мак Шейна, не лишен оснований, поскольку подтверждается многочисленными примерами из практической жизни бизнеса в России.

Действительно, инвестор, решающийся прийти на российский рынок, может рассчитывать на высокие дивиденды, но по закону экономической теории вынужден платить за это взятием на себя огромных рисков. И связаны они прежде всего с тем, что в отсутствие независимых дееспособных судов, нормального правоприменения, твердого соблюдения прав собственности (и т.д. и т.п.), его судьба, по сути, оказывается в руках чиновника. Это, в свою очередь, означает, что инвестору приходится либо договариваться, в том числе скидываться на разные красивые проекты вроде Сколково или Сочи. Либо ждать, когда у него начнутся проблемы, вплоть до лишения бизнеса и посадки за решетку, откуда - снова вспомним Магнитского - возвращаются не все.

Совсем плохо, что даже неформальные договоренности с бюрократией в России еще ничего не гарантируют. Ведь чиновник может вдруг по-новому взглянуть на окружающий мир, а то и попросту лишиться своего места. Что бывает с "аффилиированным" бизнесом в таких случаях, вполне наглядно свидетельствует судьба бывших владельцев Банка Москвы и "Интеко" после отставки мэра Лужкова.

В итоге в мировых рейтингах по уровню деловой активности и качеству инвестиционного климата Россия - согласимся с премьером Путиным - находится на позорно низком месте. Попытки же чиновничества "организовать прорывы", подменив государством инициативу и инвестиции частного бизнеса, приводят лишь к крайне неэффективному расходованию гигантских бюджетных средств с мизерным результатом и новой коррупции.

О том, что надо делать, чтобы Россия стала комфортным местом для бизнеса и инвесторов, уже сломано множество языков, в том числе и чиновничьих, - либеральные реформы, строительство независимой судебной системы, приватизация и т.п. Реальность, к сожалению, пока расходится с пламенными речами руководства страны. Скажем, недавнее предложение Путина к бизнесу расплатиться за "нечестную" приватизацию 90-х, едва ли поспособствует укреплению в России института частной собственности. А обсуждаемое повышение налогов, в том числе на "богатых", - совершенствованию деловой среды и инвестклимата.

До тех пор, пока эти проблемы не будут решены - по крайней мере, пока бизнес собственными "открытыми глазами" не убедится, что власти твердо приступили к их решению и с этого пути не свернут - любые призывы вкладывать в Россию, так и останутся пустым бессмысленным звуком. Страна же будет обречена в лучшем случае на медленную, но точно верную деградацию.