ВЛАДИМИР ВОЛКОВ, обозреватель журнала "Большой бизнес":
Состоявшийся в этот вторник официальный пуск в эксплуатацию "Северного потока", по которому российский газ будет напрямую доставляться потребителям нордической части европейского континента, несомненно, триумф "Газпрома" и всей России.
Шутка ли - с момента подписания соглашения о прокладке трубы, большую часть которой пришлось тянуть по дну Балтийского моря, преодолевая нетривиальные технические и известные политические трудности, до ввода в эксплуатацию первой нитки прошло всего шесть лет. И хотя проект обошелся весьма недешево - 8,8 млрд евро против обещанных ранее 7,4 миллиарда (Алексей Миллер объяснил удорожание финансовым кризисом, но привыкать ли нам к кривой экономической логике, когда речь идет о "Газпроме") - потенциальные выгоды действительно выглядят весомо.
По большому счету их две. Во-первых, очевидно, новая труба существенно увеличивает экспортный потенциал "Газпрома" и в теории - то есть, как надеются представители российской стороны, - позволит ему контролировать около трети европейского газового рынка, самого крупного и прибыльного для монополии.
Во-вторых, с запуском "Северного потока" Москве будет гораздо проще решить все наболевшие проблемы с Киевом, начиная от цены на российский газ и покупки "Газпромом" украинского "Нафтогаза" до присоединения Украины к Таможенному союзу России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Однако, несмотря на всю радужность перспектив, открываемых "Северным потоком", может статься, что "Газпром" одержал победу в прошлой войне, плодами которой пользоваться ему доведется недолго. Речь идет о том, что с начала реализации этого проекта ситуация на европейском (и мировом) рынке газа претерпела кардинальные изменения и набирающие силу современные тренды не обещают монополии ничего хорошего.
Как известно, на 2005 год пришелся исторический пик потребления природного газа в ЕС. И хотя по большинству прогнозов восходящий тренд должен был сохраниться, этого не произошло. Спрос на природный газ в Европе все эти годы снижался - из-за теплых зим, "вентильной войны" с Украиной и кризисного спада. Начала сокращаться и доля европейского рынка "Газпрома" - из-за быстрого увеличения поставок на континент природного сжиженного газа (СПГ), стоимость которого на спотовом рынке нередко оказывалась существенно ниже топлива из газпромовской трубы.
Всего несколько лет назад такая картина вызвала бы искреннее изумление. Но с тех пор индустрия СПГ шагнула далеко вперед: существенно выросли объемы производства, усовершенствовались технологии, что привело к удешевлению конечного продукта. Наконец, произошла сланцевая революция в США, еще недавно рассматривавшихся "Газпромом" в качестве соблазнительной альтернативы рынку Европы.
Дальнейшее развитие индустрии СПГ - судя по уже заявленным и реализуемым проектам, оно будет стремительным - скорее всего, приведет к радикальной смене расклада сил в торговле газом уже в обозримом будущем. По сути, должно произойти превращение газового рынка из регионального, где правила диктуют поставщики, в мировой (по типу нефтяного) с приоритетом покупателей.
Когда же может произойти этот перелом? Уже совсем скоро! Так, по мнению международной консалтинговой группы A.T.Kearney, поворотным для мирового и европейского рынков газа окажется уже 2015 год. В распространенном на этой неделе исследовании аналитики компании отмечают, что из-за некоторого снижения объемов поставок в ближайшие три года цены на голубое топливо будут волатильно расти. После этого начнется их резкое падение, связанное с перепроизводством сырья и массовым вводом в строй терминалов по приему СПГ, благодаря чему в мире будет наблюдаться избыток производственных мощностей и инфраструктуры импорта.
В свою очередь компании, сегодня вкладывающиеся в строительство такой инфраструктуры, рискуют "столкнуться с огромными списаниями к концу текущего десятилетия". Чтобы смягчить последствия этого перехода, газодобывающим компаниям следует активнее расширять торговую деятельность, постепенно переходя от договоров с жесткой привязкой цены газа к стоимости нефти. При этом экспортерам придется формировать более гибкие условия поставок газа, а вертикально интегрированные бизнес-модели потеряют свою значимость, полагают в A.T.Kearney.
Стоит ли говорить, что для "Газпрома" все эти рекомендации, если/когда обещанный перелом все же произойдет, окажутся весьма актуальными. Ведь до сих пор структура и подходы к ведению бизнеса российского концерна строились совсем на иных принципах, не отличаясь особенной гибкостью. В свете этих прогнозов и грандиозный триумф "Северного потока" уже не кажется таким уж грандиозным. А планы строительства новой грандиозной трубы - "Южного потока", пуск которого (какое совпадение) должен состояться в 2015 году, смотрятся совсем уже грустно.
Но если для "Газпрома" пустая трата пары-тройки десятков миллиардов долларов на ненужные - если поверить A.T.Kearney - проекты - это просто привычный бизнес, то для российской экономики это - непозволительная роскошь. Хотя бы потому, что без "плодов" газпромовских побед львиная доля населения страны попросту не дотянет до обещанного ей светлого завтра.