mastersofcinema.org

Скончался великий итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони. Он умер в понедельник вечером у себя дома в Италии, тихо заснув в кресле, сообщила его вдова Энрика Фико. Маэстро Антониони в сентябре должно было исполниться 95 лет.

Это уже вторая потеря мирового кинематографа за последние несколько дней, после кончины шведского мастера Ингмара Бергмана.

Родился режиссер 29 сентября 1912 года в городке Феррара на северо-востоке Италии. Там же он и будет похоронен. Похороны пройдут 2 августа, а гроб с телом Антониони будет выставлен в среду в актовом зале Римского муниципалитета на Капитолийском холме, передает ИТАР-ТАСС.

Интерес к кино у Антониони пробудился в конце 1930-х годов, когда он приобрел свою первую кинокамеру с 16-миллиметровым объективом и стал подрабатывать кинокритиком.

Великий кинорежиссер был лауреатом многих наград - он получал призы Венецианского, Каннского и Берлинского кинофестивалей, а за вклад в мировую культуру был награжден почетной премией "Оскар" за 1994 год, сообщает РИА "Новости".

Среди других наград мастера режиссуры приз FIPRESCI в Берлине (1961 г.), Золотой лев в Венеции (1983 г.), приз Франсуа Трюффо в Гиффони (1991 г.) и, там же, Золотой грифон (1995 г.).

В 1993 году Европейская киноакадемия наградила его призом за творчество в целом, а двумя годами позже Антониони стал почетным лауреатом Американской киноакадемии.

В 1996 году Антониони стал призером Стамбульского кинофестиваля, в 1998 году получил приз Пьетро Бьянки от Итальянского национального синдиката киножурналистов. Наконец, в 2001 г. - через сорок лет после первого награждения - Национальное общество кинокритиков США удостоило его специального упоминания.

Режиссер дебютировал в документальном кинематографе в 1942 году с лентой "Люди с реки По", рассказывающей о повседневной жизни итальянских рыбаков. В 1950 году выходит его первый полнометражный фильм "Хроника одной любви", а следующая картина - "Подруги" - получила "Серебряного льва" на Венецианском кинофестивале 1955 года.

Пик творчества Антониони приходится на 1960-е годы. Он снял картины "Приключение", "Ночь", "Затмение", "Красная пустыня", "Фотоувеличение", "Профессия: репортер", в которых снялись Моника Витти, Марчелло Мастроянни, Ален Делон. Причем своей карьерой Мастроянни обязан именно Антониони, который первым "разглядел" в 14-летнем мальчике талант актера.

В центре внимания Антониони находились человеческие чувства и любовные отношения. При этом режиссер был непревзойденным мастером художественного подтекста и языка символов.

В тот день, когда Антониони был награжден "Оскаром" в 1994 году, его жена Энрика Фико сказала: "Микеланджело всегда выходил за пределы слов, постигая тишину, ее силу и загадку".

Истории, показанные в его фильмах всегда таинственны и запутанны. Так, в фильме "Приключение" богатая и красивая женщина пропадает на вулканическом острове, а в фильме "Ночь" (играют Жанна Моро и Марчелло Мастроянни) разыгрывается драма постепенного семейного отчуждения, пишет Financial Times.

Любопытно, что на Каннском фестивале лента "Приключение" была подвергнута критике. Публика оказалась не готова воспринимать новаторские находки режиссера и посчитала картину чересчур статичной и загадочной.

Однако Антониони было невозможно заставить свернуть с выбранного творческого пути. В следующих картинах он заставил зрителя с еще большим вниманием вглядываться в зрительные образы, постигая новые возможности кинематографа. А фильм "Приключение" был внесен критиками в десятку лучших лент за всю историю киноискусства.

"Разум не в состоянии объяснить реальность, тем более предвидеть будущее, - приводит "Новая газета" слова, как-то сказанные Антониони. - Я бы сказал, лишь через освещение возможно постичь прекрасное".

Впрочем, Антониони был настолько велик, что даже будучи признанным мастером продолжал порой вызывать у зрителей раздражение своим философским символизмом. Так случилось с фильмом "Профессия: репортер", главную роль в котором сыграл Джек Николсон. По сюжету неудовлетворенный собственным существованием журналист пытается с помощью профессиональной деятельности прожить "чужую" жизнь с героями своих репортажей.

Нарушавшая общепринятые каноны работы с камерой философская драма вызвала новую волну критики, порожденную теми, кто видел в кинематографе средство для развлечения.

В 60—70-е Антониони уже окружает ореол культового режиссера нонконформистской молодежи. Он много путешествует, посещая Индию и СССР, экспериментирует в области рекламы и видеоклипа.

Но даже в это время успех сопутствует не каждому творению режиссера: так, небывалый коммерческий успех "Фотоувеличения" сменяется полным коммерческим провалом фильма "Забриски пойнт".

В 1985 году после второго инсульта Антониони разбивает паралич правой стороны тела, сопровождающийся потерей речи. В это время его "устами" на долгие годы становится жена.

Средства массовой информации и коллеги присвоили ему тогда вполне кинематографический титул "великий немой".

Но даже после появления страшного недуга режиссер продолжает свое творчество, сняв, в частности, пронизанный чувственностью фильм "За облаками". Это история любви, написанная в 70-х самим Антониони, разворачивается в четырех эпизодах: четыре города, четыре пары, одну из которых играют Марчелло Мастроянни и Жанна Моро.

Детей у режиссера не было. Со смертью Антониони уходит целая эпоха итальянского кинематографа, заключает британское издание.

Напомним, что в понедельник в Швеции в возрасте 89 лет скончался другой классик мирового кино, шведский режиссер Ингмар Бергман. Шведский режиссер был девятикратным лауреатом премии "Оскар", в то время как его фильмы удостаивались этой награды трижды как лучшие иностранные картины. За свою жизнь режиссер снял около 50 фильмов.

Своим учителем Бергмана считали Андрей Тарковский, Роберт Олтман и Вуди Аллен, а его смерть также стала знаковой для мирового киноискусства.