Эксперты литературной премии "НОС", шорт-лист которой был объявлен на недавней красноярской книжной ярмарке, не согласны с выбором членов жюри, о чем они заявили на круглом столе в рамках ярмарки Non/Fiction, открывшейся в московском ЦДХ в среду.
Один из экспертов премии, издатель и критик Дмитрий Кузьмин заявил, что шорт-лист не вызывает у него ничего, кроме "глубокого недоумения, что свидетельствует о слабой компетентности того состава жюри, который мы имеем". По его мнению, только книга Николая Кононова и сборник рассказов Лоры Белоиван достойны короткого списка, а все остальное "либо словесность, но не новая, либо новая, но не словесность, либо ни то, ни другое", передает РИА "Новости".
По мнению Кузьмина, в шорт-листе странно видеть Гандлевского и Рубинштейна, так как в 2012 году это не является чем-то "переломным в словесности". А книгу Олега Рашидова "Сколково. Принуждение к чуду" Кузьмин назвал "нормальной публицистикой, не обладающей свойством литературности". Он также заметил, что новая словесность не является синонимом новой социальности. Среди книг, которые следовало бы включить в короткий список, Кузьмин назвал "После конца" Мамлеева, "Описание города" Дмитрия Данилова, "Триптих" Саши Соколова и "Образы Италии" Аркадия Ипполитова.
Член жюри Николай Александров напомнил, что "абсолютизация любого мнения архаична". Говоря о книге Данилова, критик отметил, что писатель не первый раз номинируется на премию "НОС", а его новая книга является простым продолжением прошлой работы "Горизонтальное положение". Произведение Ипполитова Александров назвал "взглядом ностальгирующего эстета".
"Можно быть любителем изящного, но это не дает нам картину того, что происходит", - добавил он.
Еще один эксперт премии, участвовавший в обсуждении, Александр Левкин сказал, что он в целом согласен с "шорт-листом", предложенным Кузьминым, но "более миролюбив". "Не все люди должны претендовать на все премии. Надо понять, какая это премия и какая у нее сейчас логика", - заявил эксперт.
Говоря о том, какие работы номинируются на премию, председатель жюри критик Константин Мильчин сказал, что это книги, отвечающие на вопросы "что происходит с нами и как об этом написать". И если в лонг-листе оказываются книги, в которых вопрос поставлен, то в коротком списке остаются произведения, в которых есть и решение, как об этом говорить. По его словам, в качестве общего тренда наблюдается отказ от художественности.
"Шорт-лист демонстрирует это еще больше, чем лонг-лист. Литература перестает делиться на художественную и нехудожественную", - отметил Мильчин.
Книги, которые вошли в длинный и короткий списки, по мнению критика Николая Александрова, так или иначе затрагивают проблему человеческого достоинства.
"Не структуры общества, а личности, которая себя в этом социуме ощущает", - пояснил член жюри.
Он добавил, что его "список" повторяет выбор Кузьмина, в нем не было Мамлеева и Ипполитова, но мог бы оказаться Лимонов.
Главный редактор издательства "Новое литературное обозрение" и соучредитель "НОСа" Ирина Прохорова предложила участникам круглого стола сформулировать логику премии. Галина Юзефович попробовала вывести эту формулу.
"Это книги, в которых социально значимое "что" коррелирует с новым и небанальным "как". Мой личный подход еще требует, чтобы книга мне нравилась", - сказала член жюри.
Премия "НОC" вручается Фондом культурных инициатив Михаила Прохорова с 2010 года "для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке". Название премии дано в честь повести Гоголя, а расшифровывается как "Новая словесность". По словам соучредителя и председателя экспертного совета Фонда Ирины Прохоровой, название может быть расшифровано и как "новая социальность", "новые смыслы". В этом году лауреаты премии будут объявлены в феврале.
В этом году в международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction, проходящей в столичном ЦДХ с 28 ноября по 2 декабря, участвует более 250 издательств и литературных объединений из 20 стран мира.