В минувшие выходные в Санкт-Петербурге на пятом этаже 9-го дома на улице Марата была открыта мемориальная квартира – музей Дмитрия Шостаковича. На доме, где прошли молодые годы композитора, торжественно открыт бронзовый памятный знак - мемориальная доска. Для петербуржцев квартира-музей пока закрыта, сообщает Фонтанка.ру. Однако реконструкция помещений завершена в год 100-летия со дня рождения композитора.
Музей-квартиру Дмитрия Шостаковича в дар родному городу преподнесли музыканты Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Именно они выкупили его квартиру Ростропович и Вишневская несколько лет назад специально для создания в ней музея. Заботу о нем возьмет на себя Музей театрального искусства, в состав которого войдет Музей-квартира Шостаковича, пишет ГАЗЕТА.GZT.ru.
К дому, где жил композитор, пришли его друзья, супруга и поклонники его творчества. На открытии также присутствовала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. "Мы начинаем осознавать величие ХХ века через величие таких его творцов, каким был Дмитрий Шостакович", - сказал на торжественной церемонии министр культуры РФ Александр Соколов. Говоря о подарке, который сделали городу выдающиеся музыканты, он назвал их "гордостью нашей культуры". Со словами сердечной благодарности к Ростроповичу и Вишневской обратилась губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Выступивший на церемонии ученик великого композитора народный артист России Борис Тищенко предложил руководителям города переименовать улицу Марата в проспект Шостаковича, поскольку именно здесь им были написаны первые произведения, умножившие мировую славу русской музыки.
В доме на улице Марата (бывшей Николаевской) Дмитрий Шостакович жил с 1914 по 1933 год - в течение 19 лет. В создании музея участвовали, кроме Ростроповича и Вишневской, сын композитора Максим Шостакович, сотрудники петербургского музея театрального и музыкального искусства. В квартире частично воссозданы интерьеры, среди экспонатов - мебель, принадлежащая Шостаковичу, его стол, переданный в дар музею сыном композитора, фотографии, афиши, программки с концертов Шостаковича. Одна из комнат оборудована под камерный концертный зал.
Галина Вишневская постаралась воссоздать в музее обстановку 1920-х -1930-х годов. Три маленькие комнатки, оклеенные цветастыми обоями: в первой стоит заляпанный письменный стол, покрытый зеленым сукном, и тяжелый секретер, уставленный семейными фотографиями. Вторая комната украшена большой хрустальной люстрой с синим стеклом внутри - такие люстры висели практически в каждой квартире у интеллигентных петербуржцев в 20-30-х годах прошлого века. В углу - гарнитур красного дерева с "цветочной" обивкой: по воспоминаниям родственников, он стоял в гостиной именно здесь. Гарнитур был куплен у племянницы Нины Васильевны Варзар, первой жены Мити Шостаковича. Уезжая в эвакуацию, семья Шостаковичей раздала самые ценные вещи по квартирам родственников и друзей. Поэтому многое удалось найти и купить, например, межоконное зеркало в тяжелой раме было приобретено у семьи Фредериксов. В третьей комнате стоит кабинетный "Блютнер", не тот самый рояль, но очень похожий, с номерами на деке, близкими к стоявшим на оригинальном инструменте.
Эту квартиру несколько лет тому назад друзья Дмитрия Шостаковича Мстислав Ростропович и Галина Вишневская специально для создания в ней музея. Музыканты торопились сделать подарок Петербургу в честь 300-летия Северной столицы. Однако первые средства, перечисленные в один из городских фондов на благое дело будущего музея, были украдены, пишут "Новые известия".
Впоследствии, в 2003 году, когда квартира на Марата, 9, все же была приобретена, ее ремонт привел к судебному разбирательству: жильцы нижнего этажа потребовали компенсации за ущерб, нанесенный им действиями рабочих. Однако согласно решению городского и районного суда, серьезного вреда соседям ремонтом не нанесено. Однако суд обязал Ростроповича выплатить соседям около 2000 долларов.
Сам Ростропович назвал конфликт с соседями решенным. По его словам, "соседям снизу были предложены услуги рабочих, проводивших ремонт в квартире Шостаковича, с тем, чтобы они устранили причиненный ущерб". "Они отказались. Видимо, хотели денег. Но они их не получили и не получат", - подчеркнул Ростропович.