Выставку работ голландских художников XX-XXI веков в стиле магического реализма в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина с 12 ноября минувшего года посетили почти 40 тыс. человек, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу музея.
"Экспозиция будет открыта до 26 января, и у российской публики есть возможность увидеть совершенно другой мир искусства, - рассказали устроители. - В залах Галереи искусства стран Европы и Америки представлены около сорока произведений, демонстрирующих соединение традиции и новаторства".
По словам кураторов, магический реализм является одним из ярчайших явлений в искусстве Нидерландов XX века. Кроме того, произведения этого жанра не представлены в российских собраниях.
"Смысл направления заключается в том, что предметы реального мира изображались художниками с фотографической точностью, но помещались в неправдоподобный, нереальный контекст, - пояснила агентству куратор Санне тен Бринк. - Чтобы создать эффект отстранения от стандартного восприятия окружающего мира, мастера обращались к технике живописи XVII века. Картины выдержаны в спокойных приглушенных тонах, не экспрессивны по характеру". Как отметила куратор, связь с традицией XVII века прослеживается в манере прорисовки тканей, цветовой гамме, в том, куда художники помещали источник света и во многом другом. Кроме того, на художников этого направления влияли такие мастера как Рембрандт, Ян Ван Эйк, Ганс Гольбейн.
Одним из известных мастеров, чьи работы показаны на выставке, стал Пейке Кох (1901-1991). Его произведения отличают сочетание мрачного освещения и меланхолического настроения. Мастер долгое время жил во Флоренции и вдохновлялся картинами художников итальянского и фламандского Ренессанса. Это проявилось в использовании приема "сфумато", когда очертания фигур и предметов на полотне смягчались, что позволяло передать окутывающий их воздух. Это особенно заметно в работе "Сбор урожая".
Такой же прием использовал Йохан Абелинг в работе "Дом". Мастер изображал равнины северной Голландии, пронизанные атмосферой загадочности.
На выставке представлены и портреты Эдгара Фернхута (1912-1974). Изображения девушек на "Портрете Иоланты" и "Портрете Долли Спат" выписаны мастером детально и точно, в то время как фон намечен лишь схематично.
Другой художник, Ян ван Тонгерен, работал в русле импрессионистической традиции - в его работах чувствуется восхищение простыми повседневными вещами. В композициях "Натюрморт с китайским чайником" и "Натюрморт с белым кувшином" важную роль играют цвет и расположение предметов.
На выставке также показаны работы Карела Виллинка, Рауля Хинкуиса, Дика Кета, Вима Шумахера.
Новая форма реализма появилась в 30-х годах ХХ века, когда художники сосредоточились на воображаемой реальности. В Германии это направление стало именоваться новая вещественность, в Италии - метафизическое искусство, во Франции - сюрреализм и магический реализм - в Нидерландах. Для современных представителей магического реализма Нидерландов характерна связь с такими явлениями в искусстве, как поп-арт, неоэкспрессионизм и фотореализм. Примером служит творчество Филиппа Акермана, Баренда Бланкерта, Франса Элемента и других.