В Государственной Третьяковской галерее в пятницу открылась выставка "Россия и Европа: прочные узы - широкие горизонты", посвященная расширению Евросоюза. Перед вернисажем в Инженерном корпусе ГТГ с лекцией во Врубелевском зале выступил председатель Европейской комиссии Романо Проди.
"Мне очень приятно, открывать эту выставку, которая расширяет наши горизонты", - сказал Проди на вернисаже. Она демонстрирует все связи, которые долгие годы существовали между Россией и Европой". Еврокомиссар выразил уверенность, что благодаря подобным выставкам эти связи "расширятся и укрепятся".
На вернисаже присутствовали также представители Евросоюза в Российской Федерации Ричард Райт и посол Ирландии - страны, председательствующей в Евросоюзе в нынешнем году, - Джастин Харман.
Наряду с ГТГ организаторами проекта стали страна-председатель Евросоюза Ирландия и представительство Европейской комиссии в России, передает РИА "Новости". По словам пресс-секретаря Третьяковской галереи Елены Зайцевой, на выставке будут представлены произведения русской живописи и графики XIX-XX веков, созданные художниками, которые жили и работали в Европе.
В экспозиции, куда вошли полотна и рисунки из собрания ГТГ и частных коллекций, - пейзажи и жанровые сцены эпохи классицизма, творения стиля модерн и авангарда, работы советских мастеров искусства, а также творения современных художников. Холсты Сильвестра Щедрина, Карла Брюллова, Василия Кандинского соседствуют с картинами работающих ныне Александра Суворова, Виктора Калинина, Ирины Старженецкой.
Русских художников на рубеже XVIII-XIХ веков более всего манила Италия: именно туда, в центр художественной жизни Европы той эпохи, посылались выпускники Императорской Академии художеств. В результате в Италии жили и работали братья Брюлловы и Чернецовы, Орест Кипренский и Александр Иванов.
С конца XIX века внимание русских живописцев переключилось на Францию - теснейшие связи с ней не прервались и в ХХ столетии. Внимание к происходящим там художественным процессам повлияло на целую плеяду русских художников, от Ильи Репина и Василия Перова до Константина Коровина.
Чуть позже, в начале XX века, средоточием новых идей стала Германия, особенно Мюнхен: многие россияне прошли школу живописи Антона Ашбе, участвовали в Мюнхенском и Берлинском обществах "Сецессион", где зарождался немецкий вариант стиля модерн. В "Новое мюнхенское объединение" - средоточие будущих абстракционистов - вошли Кандинский, Марианна Веревкина и Алексей Явленский, чьи работы экспонируются ныне в стенах Третьяковки.
Связи между российской и европейской культурой в первой половине ХХ века резко сократились из-за социальных катаклизмов в России и двух мировых войн. Контакты постепенно возобновились в 1950-70-е годы, когда члены Союза художников СССР начали совершать туристические поездки в европейские страны. Испания и Нидерланды, Бельгия и Греция, Венгрия и Словакия стали источником вдохновения для Таира Салахова, Евсея Моисеенко, Андрея Суровцева, Татьяны Насиповой.
80-90-е годы ХХ века открыли новые возможности: расширился круг стран, которые посещают российские художники и где они становятся все более востребованными. Россиян все чаще приглашают на выставки и педагогическую работу, предлагают крупные художественные проекты и театральные постановки. В Европе и дома они воспроизводят увиденное в циклах своих работ: таковы, в частности, "Прага" Юрия Королева, "Венский блокнот" Александра Суворова или зарисовки Ирландии у Николая Андронова.