film.ru

Фильм "Елена" Андрея Звягинцева, получивший специальный приз каннского "Особого взгляда", выйдет в российский прокат 29 сентября на 75 копиях, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на продюсера картины Александра Роднянского.

Российская премьера фильма состоялась в рамках Московского международного кинофестиваля, причем вызвала в Доме кино такой ажиотаж, что пришлось объявлять дополнительный сеанс.

"Мы сейчас думаем о 75 копиях, заявок на фильм - где-то на 150. Это редкая ситуация, когда на такой фильм кинотеатров, которые готовы взять копии, больше, чем мы собираемся выпускать. Но не хочется его девальвировать, хочется, чтобы он оставался событием", - сказал Роднянский.

Он объяснил, что "Елена" нуждается в так называемом вертикальном прокате, когда копий не очень много, зато в репертуаре они остаются надолго. "У нас есть пара кинотеатров, например, в Питере, которые берут фильм на год", - сообщил продюсер, добавив, что картине требуются правильные, то есть вечерние, сеансы.

Роднянский прямо говорит о сложностях, с которыми связан прокат "Елены" в России. "Такой фильм в любой европейской стране, да и в Америке воспринимался бы как вполне прокатная драма. А у нас, при абсолютном доминировании вкусов молодой аудитории, он выглядит как высокий артхаус, хотя от артхауса там - только наличие мощного автора. Сам фильм - вполне демократичный, но прокат у него, конечно, может быть непростым", - констатировал он.

Вместе с тем, как полагает генеральный директор авторитетной аналитической компании "Невафильм Research" Олег Березин, кинотеатры в последнее время начинают проявлять интерес к той аудитории, которую могут привлечь фильмы, подобные "Елене". "Кинотеатров стало много, рынок кинопоказа растет достаточно быстро - на 14-15% он вырос только за последний год. Тинейджерской аудитории уже становится физически мало, тем более, что это дети, рожденные в начале девяностых, когда у нас имел место маленький демографический кризис. Вдобавок, ей надоедает смотреть блокбастеры про одно и то же", - объяснил аналитик.

Безусловно, признает продюсер, стоившая почти 3 миллиона долларов "Елена" с точки зрения коммерческой - "чрезвычайно опасный, без шансов окупиться только за счет российского кинопроката проект". "Я отдавал себе в этом отчет, но мы занимаемся кино в первую очередь для того, чтобы делать подобные фильмы", - отмечает Роднянский.

Однако, уточняет Березин, в современном мире "кинопрокат - большой источник окупаемости фильма, но не единственный. Есть телевидение, домашнее видео, легальный интернет, международный прокат".

Картина, по словам Роднянского, достаточно активно продается за рубеж. Во Франции она выйдет в прокат 11 января, уже отданы права на показ в Америке, Греции, бывшей Югославии, Израиле, Швейцарии, Голландии и Бенилюксе, на стартующем в сентябре фестивале в Торонто будут продолжаться переговоры о прокате в Великобритании и других странах.

"Несколько десятков стран точно будет. У "Возвращения" Звягинцева продажи были - стран под 90, а у "Изгнания" - 40 с лишним. Его знают", - убежден глава AR Films.

Кроме того, запланировано участие картины в ряде международных фестивалей - в Абу-Даби (с 13 по 22 октября), затем в Гоа (International Film Festival of India, 23 ноября - 3 декабря), где Звягинцев войдет в жюри.

Глава AR Films считает Звягинцева, чей первый фильм получил "Золотого льва" в Венеции, второй - "Золотую пальмовую ветвь" за лучшую мужскую роль в Каннах, а третий - спецприз жюри "Особого взгляда", режиссером с серьезным международным потенциалом, возможно, "самым конвертируемым" из ныне работающих российских мастеров, человеком, который "может делать универсальное кино, способное увлекать, воспламенять и будоражить людей не только в России". В августе "Елена" получила три приза на МКФ в Дурбане (ЮАР).

Свое сотрудничество со Звягинцевым продюсер намерен продолжать. "У нас есть несколько сценариев, которые мы обсуждаем, и несколько проектов, которые сейчас находятся в разработке", - заключает Роднянский.