museumofthegulfcoast.org

В США в возрасте 82 лет после продолжительной болезни скончался один из самых многогранных, изобретательных и нонконформистских американских художников последнего пятидесятилетия Роберт Раушенберг. Он работал в основном в технике коллажа и редимейда, продолжая традиции, идущие из искусства кубизма, пишет The Independent.

Раушенберг родился 22 октября 1925 в Порт-Артуре (штат Техас). С живописью он познакомился во время обучения в Художественном институте в Канзас-Сити и в Академии Жюлиана в Париже. Однако назвать его художником означала недооценить его способности. Как говорил сам Раушенберг, он знал, как управлять "пространством между искусством и жизнью". Он был художником, но занимался еще и скульптурой, дизайном, хореографией, работая любым способом и с любыми объектами, которые попадались ему под руку.

В 1949 Раушенберг поселился в Нью-Йорке. В 1958 была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен. Слава Раушенберга достигла апогея в 1977, когда он совершил турне по Америке со своей ретроспективной выставкой, открывшейся в Музее изящных искусств в Вашингтоне.

Ранние работы Раушенберга были попыткой избавиться от стереотипов "живописного метода" и возвышенных целей традиционного искусства. Например, он стер рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием "Стертый де Кунинг". В течение 1950-х годов в работах Раушенберга постепенно возрастало количество реальных предметов – газетных фотографий, кусочков ткани, дерева, консервных банок, травы, чучел животных.

Две ключевые работы Раушенберга – коллажи "Кровать" (1955) и "Монограмма" (1955–1959). Первая из них представляла собой настоящую кровать Раушенберга, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина. Второй коллаж был украшен чучелом ангорской козы.

В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы. Он стремился выразить сложность и многослойность существования современного индустриального общества.

В 1980-е годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов.