Главный приз на Международном фестивале независимого кино (Naples International Film Festival) в понедельник в Неаполе получил российский режиссер Инал Шерипов. Премии Братьев Люмьер он удостоился за короткометражную ленту "Белый фильм", передает ИТАР-ТАСС.
Как отметили члены жюри, 8,5 минут размышлений без слов о том, "почему у большинства людей нет ничего хорошего в жизни кроме памяти и воспоминаний", заставили их говорить часами. Сам режиссер в интервью признался, что залог успеха в том, чтобы "работать в области души".
"С одной стороны есть коммерческое кино, которое даже хорошие идеи опошляет до примитивной предсказуемости. С другой - арт-хаус, который больше фокусируется на чувстве ради чувства, оторванном от человека. Тогда как чувства должны быть не целью, а проводниками", - сказал режиссер, напомнив фразу Сент-Экзюпери из "Маленького принца": "Есть лишь одна проблема - одна-единственная в мире - вернуть людям духовные заботы".
Шерипов называет свои фильмы "шахматным кино". По определению режиссера, который в 1988 году стал чемпионом России по шахматам, это многоуровневое повествование: общая идея понятна абсолютно всем, а уже степень более глубокого проникновения зависит от духовной и интеллектуальной подготовки каждого в отдельности.
"Парадокс современного искусства в том, что одно и тоже произведение может показаться кому-то одним, а кому-то совсем другим. В искусстве древних такого нет, потому что в нем в символах зашифрована конкретная информация, как в шахматах. Древние на шахматы проецировали модели мира", - поделился своей теорией Шерипов.
Неаполитанская награда - далеко не первая в копилке режиссера, который родился в Грозном, учился в Москве у Владимира Наумова и США, а сейчас в основном живет в Бельгии. Его работы завоевывали призы на кинофестивалях в Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Чикаго, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Сиэтле, Джакарте. Фильм "В последний раз", посвященный проблематике соприкосновения двух культур - мусульманской и христианской, получил приз зрительских симпатий на последнем Нью-йоркском кинофестивале.
Когда-то Шерипов начинал как композитор на "Союзмультфильме", затем работал на Центральной студии документального фильма (ЦСДФ) и в кино пришел именно из документалистики. Сейчас он затрудняется точно определить жанр своего "шахматного кино".
В России он входит в правление Союза кинематографистов, а на родине на протяжении трех лет возглавлял студию "Чеченфильм", на которую возлагалась задача создания чеченской кинематографии, подготовки режиссеров. Однако из-за разногласий с местными властями Шерипов оставил Грозный. Незавершенным остался проект "Чехов". Режиссер не исключает, что когда-нибудь снимет фильм о Чечне, но нескоро. А пока он почувствовал себя в Неаполе как дома, благодаря лентам итальянских неореалистов, на которых вырос.