Практически любая киноистория построена на конфликте, а значит, что в ней почти всегда есть пострадавшая сторона, права которой были безжалостно нарушены. Таким образом, любой кинофильм может стать конкурсантом Международного правозащитного кинофестиваля "Сталкер", который 10 декабря торжественно открылся в Москве.
7 лет назад, во время подготовки первого фестиваля, название "Сталкер" было выбрано по смысловой аналогии со словом "зона", и тематика у форума была соответствующая. Сегодня защищать заключенных, видимо, не так интересно, как раньше, хотя к нынешнему фестивалю оргкомитет выпустил диск "Шансон малолеток". Его авторы, жители колонии для малолетних преступников, даже будут привезены в Москву, где продемонстрируют свое искусство.
Среди большого разнообразия новых российских кинокартин в конкурсную программу фестиваля были выбраны: "Романовы √ венценосная семья" Глеба Панфилова (фильм о том, как были грубо нарушены права царя на престол), документальная картина Владимира Двинского "В субботу я король" (о страдании еврейского населения), лента Сергея Соловьева "Нежный возраст" (о нарушении прав советских детей на светлое будущее), "Фанатик" Генри Бина (о том, как один нацист оскорблял своим поведением американских обывателей). Особняком держится "101-й километр" Леонида Марягина, где действия разворачиваются среди преступного элемента, выселенного из Москвы.
Критерий оценки фестивальной программы √ не эстетические достоинства фильма, а его гражданский пафос, подчеркивает программа "Киновости".