George A. Romero's Land of the Dead

В прокат вышел четвертый фильм классика фильмов о зомби Джорджа А. Ромеро "Земля мертвых".

Как пишет в среду Liberation, хотя зомби снова сбежали из ада, они во многом утратили ту неукротимую панк-трэшевую энергию, которая кипела в "Ночи живых мертвецов" (1968), "Зомби" (1978) или "Дне мертвецов" (1985). Новая лента Ромеро получилась в три раза дороже, чем три предыдущие картины вместе взятые.

Тема зомби сейчас в моде. И именно поэтому Джордж А. Ромеро, 15 лет считавшийся изгоем, снял свой свой четвертый фильм. В 2005 году на Каннском фестивале зрители, получишвие возможность увидеть часть находящегося в монтаже фильма "Земля мертвых", стоя аплодировали режиссеру. 10 августа фильм будет показан в 250 французских кинозалах. В России прокат начался с 4 августа.

Творчеством Ромеро вдохновлялись другие авторы фильмов о зомби, среди них "28 дней спустя" Дэнни Бойла (2003) и душераздирающий ремейк "Рассвет мертвецов" Зака Снайдера (2004). Над еще несколькими фильмами на эту же тему в настоящее время идет работа.

Зомби процветают не только в кино. Интернет-сайты тоже предлагают различные методы борьбы с этими тварями, а сайт www.zombiepinups приглашает помечтать об объятиях секс-бомбы в виде трупа, правда, до тех пор, пока она вас не съела, пишет газета.

В видеоиграх зомби по-прежнему в цене. Такие саги, как "Один в темноте" (Alone in the Dark), "Обитель зла" (Resident Evil) или "Тихий холм" (Silent Hill) поддерживают огромную популярность живых мертвецов среди аудитории моложе 30 лет. Сталкиваясь с замедленными и хаотичными движениями враждебной и голодной массы зомби, любой игрок может легко почувствовать себя героем.

Но хотя подростковая индустрия видеоигр и киноленты Ромеро питаются из одного культурного источника, в первой зомби утратил все "неудобные" человеческие черты, превратившись в идеальную мишень. Стрелять в него стало морально допустимо, хотя вопрос о том, можно ли открывать огонь по тому, что хоть отдаленно похоже на человека, вызывает споры.

Фильм Ромеро напоминает, что зомби - это люди, то есть несчастные создания, зачарованно сидящие перед экраном или лихорадочно орудующие джойстиком. "В том мраке, из которого поднимется новая заря, зомби - это вы", - писал еще в 1961 году Сартр. В нашу эпоху размывания идеологических различий приходится напомнить: зомби - фигура из "левого" лагеря. Он - угнетенный, и тетралогия Ромеро, избавляя оживших мертвецов от их вудуистских корней и прочей экзотики, утверждает в их лице образ анонимной жертвы. "Это, разумеется, пролетариат!" - восторгается Джон Легуизамо, один из актеров, снявшихся в "Земле метрвых".

Зомби - это своего рода идеологический образ. Они изображают эксплуатируемых рабочих, как в ленте "Нашествие зомби" Джона Гиллинга, вышедшего в США в 1966 году еще до "Ночи живых мертвецов". Но, в зависимости от времени, они могут изображать и темнокожие меньшинства, и жертв общества потребления, и голодающих третьего мира.

Неудивительно, что в этом идеологическом бардаке зомби возвращается как архетип "голода на символы" людей, привыкших к большим дозам коммерческих имиджей философа Бернара Стиглера, пишет Liberation. Даже у антиглобалистов из Ассоциации независимых астронавтов есть свои "антизомби": эта организация недавно обрушилась на "зомби-культуру", которую насаждает "правительственно-капиталистический комплекс", стремясь установить идеологию порабощения с помощью маркетинга и коммерции (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).