Прославленный петербургский кинорежиссер Александр Сокуров, недавно выступивший в качестве театрального постановщика с оперой "Борис Годунов" в Большом театре, намерен снять четвертую часть задуманной им кинотетралогии. Она будет называться "Фауст". Об этом, а также о новом фильме "Александра", который едет на Каннский фестиваль от России, об опере "Борис Годунов" и ближайших планах режиссер рассказал газете "Версия".
"Очень тяжёлая и трудная тема. Я приостановил работу над ней из-за большой нагрузки. Всё же съёмки в Чечне (там снимался фильм "Александра"), мучительно тяжёлая для меня работа в театре… Этим летом, наверно, чуть-чуть отдохну и приступим к сценарной разработке этой идеи", - рассказал Сокуров. Напомним, Александр Сокуров уже снял первые три части - нашумевшие фильмы "Солнце", "Телец", "Молох".
В новом фильме режиссера "Александра", драме о жизни военных и мирных людей в современной Чечне, нет отрицательных персонажей, нет выстрелов, никто никого не убивает, нет никакого насилия, но есть ощущение напряжённости и есть понимание людей разных национальностей. "Картина немножко печальная, немножко лирическая, но она представляет нам сильных людей", - говорит режиссер.
Сюжет фильма очень простой: "К молодому офицеру Российской армии приезжает его пожилая родственница – хочет посмотреть, как он живёт. Действие картины разворачивается в течение трёх дней. На рынке она знакомится со своей ровесницей – чеченской женщиной..."
Сценарий к фильму написал сам Сокуров. В главной роли снялась знаменитая певица Галина Вишневская, которой в 2006 году исполнилось 80 лет и которая недавно похоронила своего мужа Мстислава Ростроповича. "Галина Вишневская - это настоящее актёрское открытие. Красивая, умная, сильная, нежная, добрая, мать всех матерей, что называется. Опора народа", - сказал режиссер.
Напомним, в постановке Сокурова в Большом театре 25 апреля состоялась премьера новой сценической версии оперы Мусоргского "Борис Годунов". Премьеру "Бориса Годунова" посвятили памяти Бориса Ельцина, первого президента России, скончавшегося 23 апреля. Затем стало известно, что ушёл из жизни великий музыкант Мстислав Ростропович.
По словам режиссера, именно Ростропович несколько лет назад предложил мне ставить вместе с ним "Хованщину" Мусоргского в театре La Scala. "Я не без сомнений, конечно, но согласился. Хотел у него поучиться музыке, пониманию оперы, набраться разума…", - говорит режиссер. Из "Бориса Годунова" и "Хованщина" он планировал сделать дилогию.
Всего существуют семь редакций оперы Мусоргского. Режиссер же хотел вернуть содержание музыкального текста самого Мусоргского. Редакции оперы Мусоргского делали и сам композитор, и Римский-Корсаков, и Шостакович. Версия Сокурова – вторая редакция самого Мусоргского: она завершается не восстанием народа, а смертью Бориса. По словам режиссера, он пришёл в спектакль, чтобы найти для себя того самого Мусоргского, которого очень любит и который является чрезвычайно сложным для него.
Партию царевича Дмитрия в опере исполняет мальчик, а не зрелый артист, как было в других постановках. " Для меня одна из важнейших линий в спектакле – линия Бориса и его жертвы – царевича Дмитрия", - подчеркнул Сокуров. По его словам, чтобы найти на эту роль способного мальчика, он отправились по московским музыкальным школам и училищам. Исполнители найдены уже и на будущий сезон, поскольку возраст у мальчиков сложный: уже в 13 с половиной, 14 лет начинается ломка голоса.
"У этого спектакля есть будущее, считает режиссер. - И если театр будет приглядывать за ним, если партии будут петь хорошие артисты, а режиссёрские группы аккуратно вести спектакль, то, думаю, какой-то части зрителей, по крайней мере, тем, кто интересуется оперой, будет смотреть его интересно".
По словам Сокурова, "Борис Годунов" - традиционный спектакль. "Я, как режиссёр, придерживаюсь исторических в данном случае принципов и категорий", - отметил мастер. В театре уже идёт спектакль, который был создан 60 лет назад: "Я к этой постановке отношусь с большим уважением. Мы же делаем спектакль, который есть некая очередная ступень или следующее звено в этой цепи".
Сложные рукотворные декорации к спектаклю сделал блестящий художник Юрий Купер. Он помогал мне в работе над картиной "Солнце". 960 костюмов к постановке сделал продюсер и художник Павел Каплевич. "Это честный спектакль в его отношении со временем и надеюсь, что в отношении текста Мусоргского. Мне кажется, если бы Мусоргский увидел этот спектакль, ему бы он понравился", - отметил Сокуров.
В ходе интервью Сокуров вспомнил Андрея Тарковского, который первым оценил сокуровский первый фильм. "Я его помню и, наверно, всегда буду помнить как человека очень доброго и ласкового, что не характерно в воспоминаниях о нём, потому что многие говорят о его жёсткости. Я его таким практически не видел. Он относился к числу тех людей, которые кажутся для меня идеальными, потому что человек для него был важнее всего", - вспоминает Сокуров.
Говоря о планах, режиссер упомянул, что хочет восстановить одну 16-серийную документальную картину. "Есть всякие идеи исторические, немножко литературные", - отметил Сокуров.