Reuters

Американские и зарубежные СМИ обсуждают публикацию, появившуюся на этой неделе на сайте таблоида Radar Online, в которой говорится, что актеру Робину Уильямсу незадолго до смерти мог быть поставлен неверный диагноз - болезнь Паркинсона.

В некоторых комментариях утверждается, что врачи поставили Уильямсу неверный страшный диагноз, что привело к тяжелой депрессии и подтолкнуло актера к решению уйти из жизни, сообщает NEWSru Israel.

В самой публикации Radar Online таких утверждений нет. Редакция этого издания лишь задается вопросом о том, мог ли неточный диагноз спровоцировать самоубийство Робина. При этом цитируются результаты аутопсии, согласно которым Робин Уильямс страдал от так называемой деменции с тельцами Леви (DLB).

Непонятно, на чем основана уверенность в том, что доктора за несколько месяцев до того заявили Уильямсу, что у него болезнь Паркинсона, отмечает NEWSru Israel. СМИ ссылаются на заявление Сьюзан Шнайдер - вдовы актера. Однако неочевидно, что она действительно знала точный диагноз, поставленный ее мужу. Мог неточно понять врачей и сам Уильямс.

Впрочем, ошибочная диагностика при DLB довольно часта в медицинской практике, в том числе в США. Из-за того, что тельца Леви напоминают включения, вызывающие болезнь Альцгеймера и другие виды деменций, многие врачи ставят неверные диагнозы. Иногда деменцию с тельцами Леви описывают просто как болезнь Альцгеймера, как сосудистую деменцию или как болезнь Паркинсона, осложненную слабоумием. Такие ошибки могут приводить к серьезным последствиям: те люди, которые страдают этой разновидностью деменции, имеют повышенную чувствительность к нейролептическим препаратам, часто используемым для подавления таких проявлений деменции, как галлюцинации, бред и др. Реакция организма пациента в этом случае может быть очень сильной, часто приводя к летальному исходу.

В отличие от других видов деменции для этого расстройства характерно более выраженное нарушение концентрации внимания, которое порой страдает сильнее, чем память или речь. В начале болезни пациент начинает быстро утомляться, легко терять концентрацию на одном деле, быстро отвлекается на другие занятия. Для него представляет огромную трудность работа, которая требует длительного умственного напряжения.

Из-за трудностей с концентрацией наблюдаются также проблемы с планированием будущих действий, адекватным критическим контролем их результатов. Даже если больной наметит цель, он очень быстро ее забывает, просто переключается на другие дела или уделяет слишком много внимания мелким посторонним раздражителям. Таким образом, пациент может зациклиться на одном занятии и долгое время повторять одни и те же действия, не несущие смысла (такое явление психиатры называют персеверацией).

При деменции с тельцами Леви могут наблюдаться также зрительно-пространственные расстройства, которые в большей степени проявляются в трудностях с узнаванием ранее хорошо знакомых предметов, особенно в сложных их сочетаниях или при наложении друг на друга образов разных объектов. Часто пациенты жалуются на ухудшение зрения. На фоне этих расстройств появляются зрительные иллюзии, которые впоследствии перерастают в галлюцинации.

Наиболее распространенной иллюзией является принятие больным неодушевленных предметов за живых людей. Наиболее часто появляющиеся галлюцинации обычно представлены образами знакомых или незнакомых людей. Иногда зрительные галлюцинации могут сопровождаться нарушением работы и других органов чувств - обонятельные, слуховые, тактильные (осязательные) галлюцинации. Однако такое явление наблюдается очень редко.

Более чем половина всех пациентов с этим расстройством на ранних этапах испытывает разного рода галлюцинации, при этом больные могут осознавать, что видимые ими образы нереальны. При развитии деменции с тельцами Леви проявляются и разнообразные бредовые расстройства. Больные могут зацикливаться на параноидальных бредовых мыслях, высказывать их окружающим. Например, они могут считать, что все окружающие люди настроены враждебно к больному. Тем не менее при дальнейшем развитии болезни бредовые состояния постепенно ослабевают, уступая место галлюцинациям, которые на этих стадиях встречаются у более 80% больных. При этом критичность осознания иллюзий у пациентов существенно снижается.

Для деменции с тельцами Леви характерны двигательные расстройства, которые подобны экстрапирамидным расстройства при развитии болезни Паркинсона. Эти симптомы паркинсонизма развиваются уже на первых стадиях деменции, что часто привлекает к больному внимание окружающих людей.

Эти нарушения обычно проявляются ригидностью конечностей (чрезмерным повышением мышечного тонуса), тремором (неосознанным дрожанием кистей), потерей устойчивости. Наиболее заметное проявление деменции с тельцами Леви - изменение походки пациента, которое отличается от нормальной короткой длиной шага, шарканьем, сложностями с поддержанием равновесия во время начала движения, остановки и поворотов. Все эти проблемы в совокупности с расстройствами внимания приводят к тому, что больной очень часто запинается и падает. Это обусловлено также нарушениями в вегетативной нервной системе, пониженным тонусом мышц и низким артериальным давлением.

Проблема лечения проявлений паркинсонизма заключается том, что большинство используемых для этого препаратов усиливают зрительные галлюцинации пациента.

Еще одним характерным проявлением деменции с тельцами Леви является нарушение сна в его активной фазе. На ранних стадиях развития расстройства у больного могут наблюдаться ночные кошмары, которые он воспринимает как нечто реальное. Такие сны оставляют у пациента глубокие впечатления, что может привести к травмам как его самого, так и близких людей. Например, больной может часто падать с кровати.

Кроме того, по ночам у человека, страдающего деменцией с тельцами Леви, часто наблюдается повышенная активность, что комбинируется с сонливостью с дневное время суток.

Для деменции этого типа характерно то, что она развивается с огромной скоростью, превышающей даже скорость развития болезни Альцгеймера. Достаточно пяти лет, чтобы болезнь достигла тяжелой стадии.