"Секрет популярности игры Pokemon Go в том, что она копирует логику и практику мировых религий. Место бога занимает создатель игры. Роль служителей и проповедников его культа выполняют игроки, которые ловят покемонов, как в реальной жизни церковники в свои духовные сети - верующих", - пишет социолог на своей странице в Facebook.
"Кстати, картина мира, созданная основателями монотеистических религий, очень похожа на виртуальную реальность компьютерных игр. Религиозное мировоззрение предполагает, что ни один волос не может упасть с головы человека без воли высших сил. В докомпьютерную эпоху это было невероятной фантазией. А для современный компьютерных технологий определять действия миллиардов объектов в течении доли секунды - задача вполне решаемая. Таким образом, идея "всемогущего бога" в виртуальном мире стала простой и банальной".
"Люди, создавшие "священные книги" монотеистических религий, предвосхитили литературу киберпанка. Их бог похож на создателя универсальной компьютерной мегаигры. Создав мир, он нарисовал в нем различные виртуальные объекты, участвующие в этой игре. Действия людей и животных запрограммировал инстинктами, природные явления - законами физики.
Основная задача игроков, то есть служителей различных культов - "поймать покемонов", подчинить себе духовную жизнь людей. Для этого они "тренируют" пойманных "покемонов" с помощью "священных книг", обрядов и проповедей. Главная коллизия игры в том, что "покемоны", запрограммированные изначально на следование инстинктам и собственным интересам, должны быть перепрограммированы игроками под повиновение религиозным правилам и, главное, церкви.
В картине мира распространенных религиозный учений "покемоны" (люди) наделены относительной свободой воли. Игровое приложение ("воля бога") контролирует все их действия, но у них есть свобода выбирать между вариантами поведения. Этот выбор осуществляется в зависимости от того, насколько хорошо натренирован "покемон" священнослужителями. Правильный покемон поступает "богоугодно", неправильный - грешит. Считается, что если "покемон" ведет себя хорошо - у него повышается шанс на благополучное существование в рамках игры".
"Также в этой игре предполагается премия для верующих "покемонов" - переход на новый уровень игры, то есть в рай. И санкции для плохих "покемонов" - уход на более низкий уровень игры - т. е. в ад. В восточном варианте - их ждет плохое или хорошее перерождение...
Все это было бы также забавно, как и игра Pokemon Go, если бы и вправду происходило в виртуальной реальности. Но люди-"покемоны" живут в реальном мире, "программа" которого работает совсем не так, как уверяют религиозные проповедники. Удачи и несчастья там, как показывает тысячелетняя практика, зачастую выпадают в случайном порядке и не зависят от степени соответствия религиозному идеалу. Жизнь людей фатально обрывается смертью, а переход на новый уровень игры невозможен.
В реальности бедных "покемонов" просто используют и обманывают игроки-церковники, которые, впрочем, зачастую прежде других обманывают самих себя".