"Я думаю, что не составляет большого труда понять, чем руководствовалась группа талантливых альтруистов, в очередной раз принявшаяся доказывать, что у Владимира Путина и членов его... ну, скажем так, близкого круга имеется данное свыше основание руководить страной без выяснения отношения к данному факту большей части ее населения, которая не обладает подобным же образом "мутировавшими генами", - пишет экономист на своей странице в Facebook, комментируя нашумевший фильм "Блокадная кровь. Генетика".
"Очевидно, что тяжелые испытания делают любое живое существо сильнее, - но я убежден, что все мы в большей мере люди, чем животные (хотя порой возникают некоторые сомнения), и потому социальный опыт сильнее влияет на стереотипы поведения, чем генетические мутации (если предположить обратное, можно прийти к совсем уж грустным выводам).
Да, когорта переживших войну была советским аналогом the Greatest Generation - она восстановила разрушенную страну, создала ядерный щит, отправила человека в космос. Она довелa до конца то дело, которое было начато в момент ее рождения - в 1920-е и 1930-е годы. И безусловной трагедией поколения, победившего в борьбе с внешним врагом, стало то, что этот конец оказался таким, какими мы увидели его в 1991 году. Именно поэтому, какой бы ответственностью за страну оно ни обладало, построить новое общество оно не могло.
Однако в Советском Союзе, да и в сегодняшней России, было и остается много людей, которые перенесли не меньшие испытания - но в схватке с внутренним врагом; в жестокой войне на уничтожение, которую советское государство объявило самым талантливым и свободомыслящим людям собственной страны. Миллионы прошедших через ГУЛАГ, как и те, кто вырос с клеймом ЧСИР, не зная, где и за что были убиты их родители и близкие, - они все имели и имеют намного более сильный повод быть ответственными за происходящее в стране; за то, чтобы ее власти никогда впредь не уничтожали больше соотечественников, чем внешний враг.
И если бы тридцать лет назад именно эти люди, а не примазавшиеся к блокаде "герои", воспитанные в карательной системе ЧК - НКВД - МГБ, пришли к власти в моей стране, мы жили бы в совершенно иной России. Иной социально, а не "генетически".