Phil Roeder / commons.wikimedia.org

"Опросы показывают, что Берни Сандерс выиграет первичные выборы в Нью-Гэмпшире. Вполне возможно, что в этот момент и определится, как станет ясно впоследствии, кандидат от Демократической партии на выборах 2020 года. Как четыре года назад определился, как потом стало ясно, кандидат от Республиканской - несмотря на то, что ему противостояли известные, сильные и значительно превосходящие его по финансовым ресурсам кандидаты. Сандерс, к слову, по деньгам уступает только миллиардерам, участвующим в нынешней гонке. Он тратит куда больше денег, чем Трамп тратил в 2016 году", - пишет профессор Чикагского университета на своей странице в Facebook.

"Сандерс потому и выглядит сильнейшим претендентом, потому что похож на Трампа четыре года назад. Конечно, он превосходит его изящностью манер - Сандерс, все-таки, профессиональный политик - и вниманием к фактам, но по части "революционности" он также далек от демократического истеблишмента, как Трамп был далек от республиканского. Но главная сила Сандерса - и это тоже сходство с Трампом-2016, это наличие "ядра", для которого он оракул и Данко. Потом, не исключено, если он станет президентом, то, также как Трамп, съест заживо сердце своей партии и станет ее единственным и однозначным лидером. (С момента избрания Трампа обновилось более 40% республиканских сенаторов, конгрессменов и губернаторов - остальные построились так, как не строились, кажется, со времен Рейгана.) А пока "ядро" выделяет его из множества демократических кандидатов. Из-за этого ядра его, как и Трампа-2016, боятся атаковать другие кандидаты: ядро понадобится им, если они выиграют.

У Сандерса, конечно, есть слабости в качестве претендента на то, чтобы быть кандидатом от Демократической партии. К нему очень сдержанно относятся афроамериканцы - 13% от населения США, казалось бы, но почти 40% от тех, кто участвует в праймериз у демократов. Но его основной конкурент сегодня, Буттиджич, еще менее популярен здесь. Если развалится кампания Байдена, основного любимца этого блока избирателей, то Сандерсу станет легче. Он, конечно, проиграет южные штаты, но южные штаты маленькие по населению - и он сможет компенсировать это в Мичигане, Пеннсильвании, Нью-Йорке и, если к этому моменту выбудет Уоррен, в Массачуссетсе.

Кому-то может показаться, что основной слабостью Сандерса является экстремизм его политической платформы - переход к радикально другой системе финансирования здравоохранения, бесплатное высшее образование и т.п. Во-первых, внутри сегодняшней Демократической партии это не слабость, а сила. Напугать он может только тех, кто переживает о том, что радикальный кандидат от демократов проиграет Трампу осенью. Но см. ниже - может, и не напугает. Во-вторых, не факт, что при нынешнем уровне поляризации (желании голосовать за кандидата от "своей" партии независимо от ее позиции), радикальность позиции будет играть роль даже осенью. "Ядерные избиратели" будут только сильнее мотивированы, а центристские, неядерные - те, чьи голоса решат судьбу выборов - вполне могут рассудить, что с учетом расклада сил в Конгрессе даже радикальный президент не приведет к особым изменениям в практической политике. Точно так же как три года назад эти центристские, независимые избиратели сделали президентом Трампа.

Впереди у Сандерса много опасностей на пути к номинации. Пока не снялась Элизабет Уоррен, голоса "левых радикалов" делятся между ней и Сандерсом, снижая шансы обоих на первое место. Буттиджич продолжает свою невероятную - мэр небольшого города, гомосексуал, герой войны, бывший сотрудник Маккинзи - кампанию. Майкл Блумберг тратит такие деньги, которые никогда не тратились в истории американской политики - а может потратить больше, чем в этой истории за все два с половиной века. Все может случиться. Но пока - особенно с учетом зеркальной аналогии с республиканским кандидатом-2016 - Сандерс выглядит фаворитом".