Директор Института гуманитарных и политических исследований Вячеслав Игрунов комментирует для NEWSru.com предвыборную ситуацию на Украине:
"Я подозреваю, что результат предвыборной кампании на Украине для Путина окажется более успешным, чем в Абхазии. Причин несколько: Россия гораздо раньше оказалась вовлеченной в эту кампанию, потрачено очень много ресурсов, и наконец, на этих выборах фактор России играет существенную роль. Поддержка "российского кандидата" была очень интенсивной и жесткой на протяжении нескольких месяцев. И она привела к тому, что Янукович догнал Ющенко, а если судить по социологическим опросам, даже несколько перегнал, хотя это казалось невероятным.
Российское вмешательство уже вызывает некоторое отторжение, и отметив это, политтехнологи, естественно, заговорили о том, что прямой агитации за Януковича быть не должно. Поскольку Путин редко появляется на общеукраинских каналах, его выступление смотрело очень много народу. Это сыграет роль в выборе украинского кандидата.
При том, что Янукович - это не выбор России, это выбор нынешнего президента Украины Леонида Кучмы. Конечно, России было совершенно небезразлично, кто будет президентом, но выбор этот должен был быть сделан Кучмой. До тех пор, пока украинцы сами не решили, кто у них будет кандидатом в президенты, Россия не предпринимала никаких шагов. Она не вмешивалась в процесс выдвижения кандидата, поскольку Кучма очень долго не определялся. Москва до поры сидела сложа руки. Сейчас компания идет очень жесткая и некорректная. Но она вызвана именно тем, что это выбор не Москвы - это выбор Кучмы.
Такая жесткая кампания может только углубить раскол между Западом и Востоком Украины, между Донецком и Львовом. Победит ли Ющенко, победит ли Янукович - напряженность на Украине будет выше, чем до этих выборов. И отношения с Западом станут более сложными. Если же еще выборы закончатся не в пользу оппозиции и начнутся массовые беспорядки, то это приведет к тяжелым для Украины последствиям, и залечивать такую травму стране придется долгие годы. Так что жесткость кампании и непримиримость сторон оказали дурную услугу украинскому обществу.
Хотя я не жду в Киеве ничего похожего на грузинскую "революцию роз". В то время, как развивалось "Дело Гонгадзе" на Украине, был момент, что Кучме не к кому было обратиться. Он оказался в пустоте, в вакууме: некому было позвонить, некого было позвать на помощь: от него сбежала вся команда. И даже в этих условиях Кучме удалось выжить и удержать власть в своих руках. Сегодня ситуация существенно иная: Кучма укрепил свою власть при помощи России, Москва является гарантом стабильности на Украине.
Ющенко во время "кризиса Гонгадзе" не смог определиться: то ли он надежда оппозиции, то ли он верноподданный премьер-министр. С Януковичем такого быть не может. Поэтому если выборы закончатся массовыми беспорядками, это приведет к поломанным человеческим судьбам, но не к поломанному государству.
С другой стороны, оба кандидата в разное время были премьерами, и с практической точки зрения очевидно, что при Ющенко Россия прорвала украинскую блокаду, и наши капиталы пошли на Украину, был открыт канал для российских инвестиций. С Ющенко сложились конструктивные отношения: решили вопрос с погашением долгов, с воровством российского газа. Ющенко, конечно, предпочтительнее для российского бизнеса. Янукович принадлежит к самому мощному экономическому клану на Украине, который за время его премьерства резко усилился. И в этих кругах российских конкурентов видеть не хотят. Так, скажем, российские инвестиции в экономику Донецкой области исчезающе малы. А Янукович - это кандидат от "донецкого клана".
Проблемы, вокруг которых Янукович строит свою предвыборную кампанию - двойное гражданство, русский язык как второй государственный - для России на самом деле не очень важны. Россия обращается к этой проблеме, если ищет какую-то политическую выгоду. Практика двойных стандартов: где хочет Россия, там она это замечает, в Латвии, а где не хочет - не замечает, например, в Туркмении. Но эта проблема важна для Украины, и для ее русскоязычного населения. Именно при Ющенко русский язык вытравливался из высшего образования, что создавало серьезную напряженность и в сущности, усилило раскол на Украине.
Проблема русского языка не так болезненна, чтобы расколоть украинский электорат, хотя исследования показывают, что те, кому легче говорить по-украински, предпочитают Ющенко, те, кому удобнее говорить ро-русски, выбирают Януковича. Причем эти группы приблизительно одинаковы по численности, и расклад предпочтений тоже одинаков, отсюда - приблизительно одинаковое голосование в первом туре.
Кучма в свое время победил исключительно на спекуляциях о том, что он сделает русский официальным языком на Украине. Ту же линию ведет Янукович, но эту тему в Москве не вполне понимают. Дело в том, что русский не может быть вторым государственным языком - это противоречит конституции. Но определенные гарантии для русского языка, определенный статус - хотя бы статус языка официального, который позволял бы вести служебную переписку на русском языке, который можно было бы употреблять в сфере высшего образования, - нужны.
Этот закон был практически готов и едва не проголосован в парламенте. Если бы этот вопрос был решен своевременно, он бы вообще не звучал в предвыборной кампании.