Архив NEWSru.com

Анатолий Чубайс - в отличие от большинства российских олигархов - всегда напрямую участвовал в политике. Он в равной степени политик в бизнесе, и бизнесмен в политике.

С именем Чубайса всегда связывали наиболее громкие, ключевые истории в российской кремлевской политике: приватизацию, "коробку из-под ксерокса", решившую судьбу перевыборов Бориса Ельцина на второй президентский срок, предшествовавший выборам конфликт с президентским телохранителем Коржаковым, долгая история противостояния с московским мэром и не завершившаяся до сих пор история про электричество и алюминий.

Так, в 1994 году разразился конфликт Анатолия Чубайса с мэром Москвы Юрием Лужковым. Разногласия возникли в связи с разными подходами мэра Москвы и первого вице-премьера к проблеме приватизации. Анатолий Чубайс считал, что необходимо приватизировать все государственное имущество. Юрий Лужков полагал, что часть собственности должна остаться в ведении муниципальных властей, а другая часть должна реализовываться постепенно в индивидуальном порядке.

Конфликт развивался также по проблеме обеспечения Москвы продовольствием. 27 мая 1995 г. Анатолий Чубайс, выступая на расширенном заседании Общественной палаты президента, заявил, что из-за "тесной связи московского начальства с теми, кто занимается импортом продуктов" московский рынок закрыт для сельскохозяйственного производителя центральных и северо-западных районов России. "Слишком тесна связь импортеров продовольствия и московского начальства", - подчеркнул Чубайс. В связи с этим Чубайс высказался за повышение импортных тарифов на продовольствие.

В свою очередь мэрия Москвы обвинила Чубайса "либо в преднамеренном дезинформировнии, либо в незнании фундаментальной информации о состоянии российской экономики". Мэр заявил, что возможности оптовых поставок продовольствия из областей Центра России крайне ограничены, так как практически все продовольствие производится для внутреннего потребления.

В правительстве РФ в середине 1990-х годов Анатолий Чубайс возглавлял комиссию по неплатежам, провозгласившую лозунг: "Ужесточение денежной политики фактически ведет к сокращению неплатежей".

В октябре 1995 года на заседании комиссии по неплатежам Чубайс потребовал от генерального директора объединения "Нижневартовскнефтегаз" Виктора Палия либо к 1 января наполовину погасить долги предприятия федеральному бюджету, либо уйти в отставку. Первый вице-премьер сказал тогда, что АО "Нижневартовскнефтегаз" - первое из крупнейших должников бюджета, подвергшееся детальному разбору. На очереди стоят предприятия Министерств путей сообщения. "Разговор будет предельно жесткий. Иначе мы ничего не добьемся ни с ценами, ни с неплатежами, ни с авторитетом исполнительной власти", -- заявил Анатолий Чубайс.

Тогда Чубайс сумел вытрясти триллионные долги из МПС, но спасовал перед руководителем нефтяной компании "ЛУКойл" Вагитом Алекперовым, который вернул бюджету 1 трлн руб. недоимок, продав с согласия первого вице-премьера пакет акций, принадлежащий государству.

А война с алюминием - это не только начавшаяся в 2004 году история завершения Богучанской ГЭС (это в Красноярском крае) и строительства рядом с ней нового завода по производству алюминия мощностью до 500 тысяч тонн в год. Электростанция строится уже более 20 лет, проектная мощность станции составляет 3 тыс. МВт. В 2003 году на сооружение ГЭС было выделено около 500 млн. рублей. В 2004 году по плану предполагалось перечислить 400 млн. рублей.

РАО "ЕЭС России" владеет 65,4% акций станции. Блок пакет акций "Богучанской ГЭС" находится в номинальном держании АКБ "Союз", им управляет компания "Евросибэнерго", входящая в группу "Базовый элемент".

Чубайс давно борется за создание оптового рынка электроэнергии, намереваясь торговать излишками электричества по высоким рыночным ценам, продавать электроэнергию за рубеж, и для этого повышает тарифы на электроэнергию, а алюминиевые чушки, как известно, это "консервы из электричества" - цена электроэнергии составляет до 30% себестоимости производства алюминия, а значит подконтрольные "Русалу" заводы крайне заинтересованы в стабильных поставках дешевого электричества, обеспечить которые в состоянии только "карманные" электростанции.

"Базэл" Олега Дерипаски хочет начать достройку Богучанской ГЭС за счет средств, полученных от размещения дополнительной эмиссии акций другой ГЭС - Красноярской, в которой уже владеет около 70% акций. А в будущем Дерипаска планирует и вовсе объединить эти станции в одну компанию. РАО "ЕЭС" категорически возражает против этого плана. Ведь допэмиссия Красноярской ГЭС может размыть блокирующий пакет акций станции, принадлежащий "дочке" энергохолдинга - "Красноярскэнерго".

Чубайсу удавалось отстоять свою точку зрения перед правительством Михаила Касьянова, но с приходом нового кабинета у Дерипаски появился шанс отыграться, которым он успешно воспользовался. В результате длительных переговоров ему даже удалось войти в недавно созданную рабочую группу по электроэнергетике, в которую помимо него вошли лишь министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и сам глава РАО Анатолий Чубайс.

Затем губернатор Красноярского края Александр Хлопонин подписал с алюминиевым олигархом соглашение, которое предусматривает лоббирование позиции Дерипаски в правительстве по достройке станции. Эта услуга стала ответом на обещание Дерипаски платить налоги предприятий "Русала", расположенных на территории края, в региональный бюджет, а не в Москву, как это было раньше.

По данным ряда СМИ, администрация края хотела включить в документ и проект строительства целлюлозно-бумажного комбината. Однако из итогового текста соглашения ЦБК пропал. Как заявил по итогам его подписания Дерипаска, "Базэл" готов инвестировать в строительство нового алюминиевого завода и достройку Богучанской ГЭС суммарно 1,2 млрд. долларов. При этом Дерипаска подчеркнул, что "Русал" не будет строить новый алюминиевый завод, если не решится вопрос о достройке ГЭС.

Ранее в конфликте РАО "ЕЭС" и "Базэла" Александр Хлопонин выступал на стороне энергохолдинга. Еще в феврале 2004 года он заявлял, что надо сделать все возможное, чтобы доля "Красноярскэнерго" в Красноярской ГЭС не была размыта. И даже предлагал средства "Норильского никеля" для выкупа ее эмиссии (Хлопонин возглавлял эту компанию до своего избрания на пост губернатора).

Затем, однако, Хлопонин пересмотрел свои намерения. При этом эксперты до сих пор сомневаются, что в случае принятия приемлемого для Дерипаски решения по строительству Богучанской ГЭС о новом алюминиевом заводе вообще кто-то вспомнит. Кроме того, возникли опасения, что недостроенная Богучанская ГЭС может быть использована Дерипаской в качестве аргумента в споре с РАО "ЕЭС" по поводу уже давно работающих станций - например, Саяно-Шушенской ГЭС (право собственности РАО на нее оспаривает в суде хакасский председатель правительства Алексей Лебедь, не отрицая, что делает это в интересах крупнейшего потребителя станции - Саянского алюминиевого завода, принадлежащего "Русалу").