США ввели запрет на торговлю оружием с Ираком в 1990 году после военного вторжения Саддама Хусейна в Кувейт.
Позже поправки к законодательству позволили Вашингтону поставлять новому режиму в Багдаде некоторые виды военного оборудования, но не разрешали снабжать ими вооруженные силы Ирака.
В ноябре 2003 года все ограничения на экспорт вооружения были сняты, чтобы обеспечить поставки боевой техники и оружия для новой армии и полиции страны.
С началом второй военной операции в Ираке США не раз предъявляли обвинения России и некоторым постсоветским странам в том, что они нарушали эмбарго ООН на поставки оружия режиму Саддама Хуссейна.
Известно, что большое количество незаконных сделок проводилось при посредничестве иорданцев, которые обманно выступали как конечные покупатели. Так, президент Украины Леонид Кучма вынужден был опровергать обвинения в продаже трех радарных установок "Кольчуга" Ираку через иорданского посредника за 100 миллионов долларов.
Россия, по мнению британской газеты The Daily Telegraph, также предпочитала действовать не напрямую, а через "дружественных посредников". Бывший председатель парламента Белоруссии, лидер белорусской социал-демократической партии Станислав Шушкевич в свою очередь предположил, что это не Белоруссия продает оружие, а Россия использует Белоруссию как "канал" для продажи оружия Ираку, Ирану и Ливии.
В частности, Белоруссии ставилось в вину то, что в 1999 году государственная белорусская компания "Белтехэкспорт" согласилась усовершенствовать иракские средства ПВО, переоснастить иракские ВВС и обеспечить подготовку иракских войск к обслуживанию техники. Размеры сделки оценивались в 90 млн. долларов. Белорусские технические специалисты должны были модернизировать иракские ракеты SA-3, увеличив их дальность с 18 до 29 км, а также осуществить модернизацию 17 иракских самолетов советского производства, которые находятся в Белоруссии с конца 80-х годов. Россия, как считается. выступала посредником на встрече между правительствами Ирака и Белоруссии.
По информации "Белорусской деловой газеты", ни одна из претензий не была подтверждена документально, а "сообщения о контракте совпало с победой белорусско-российской компании "Славнефть" в конкурсе на разработку нефтяных месторождений в Ираке.
Обвинения в продаже военного оборудования в Ирак поступали Москве и напрямую.
Так, в сентябре 2002 года Вашингтон наложил санкции на Тульское конструкторское бюро приборостроения, которое производит противотанковые и артиллерийские комплексы, зенитное, стрелково-пушечное вооружение, спортивно-охотничье оружие, автоматы Калашникова, специальные автоматы АС, снайперские винтовки, карабины, управляемые ракеты, пусковые установки, гранатометы. Его обвинили в продаже противотанковых ракет Саддаму.
Среди предприятий, названных в числе продавцов оружия, были НПО "Базальт" и авиационного предприятия N168 в Ростове-на-Дону. Санкциям подверглись также Лыткаринский завод оптического стекла - произведенные им индивидуальные приборы ночного видения (ПНВ) американские солдаты обнаружили в Ираке. Представители завода тогда заявили, что эти приборы можно купить в любом охотничьем магазине и что они считаются слишком примитивными для использования в военных целях.
По данным госдепартамента США, некоторые российские фирмы поставляли в Ирак и приборы постановки радиопомех. В частности, упоминалась компания "Авиаконверсия", чьи представители якобы обучали иракцев пользоваться оборудованием, способным вносить помехи в системы навигации самолетов и крылатых ракет.
Директор "Авиаконверсии" доктор технических наук Олег Антонов сообщил ВВС, что "мы частная компания, мы очень аккуратно работаем. Ничего мы в Ирак не поставляли, что все это - выдумки ЦРУ."
Он сказал также, что иракцы проявляли интерес к продукции предприятия, но ничего всерьез покупать не собирались: "Их маневры были для того, чтобы отвести внимание от тех, кто им действительно делает такое оборудование - а нашу компанию они использовали для отвлечения внимания."