Euronews

Сектор Газа, небольшая территория на берегу Средиземного моря, был занят израильскими войсками во время "шестидневной войны" 1967 года, и с тех пор управляется властями Израиля наряду с отнятым у Иордании Западным Берегом. Обе эти территории, официально именуемые израильтянами "администрируемыми ", не являются частью государства Израиль, а просто находятся под его оккупацией. С 1994 года в Газе и на Западном берегу действует так называемая "палестинская автономия" (подробнее об истории палестинского вопроса).

Сектор Газа обнесен забором и полностью блокирован Израилем. Здесь на узкой полоске земли протяженностью в 40 километров и шириной в пять километров проживают почти 1,5 миллиона палестинцев. 64% арабских жителей Газы живут на два доллара в день, безработицей охвачено 60% населения.

Три КПП действуют между Израилем и Газой: Эрец (южнее Ашкелона), Нахаль Оз и Кисуфим. Гражданам Израиля и иностранцам для посещения Газы требуется специальное разрешение от израильской службы безопасности.

Однако на тех же территориях имеются и еврейские поселения; в Газе их более 20, и в них живет примерно 8 тысяч евреев (на Западном Берегу живет более 2 миллионов арабов и около 120 тысяч еврейских поселенцев).

Теперь еврейские поселения в Газе и 4 изолированных поселения на Западном берегу Иордана, в которых проживает еще тысяча человек, по решению Ариэля Шарона будут демонтированы, причем дома поселенцев будут разрушены, а их обитатели переселены в сам Израиль.

Дома поселенцев будут сносить, а каждая семья, покинувшая свой дом добровольно, получит около 400 тысяч долларов компенсации. Через две-три недели полный контроль над сектором Газа должен перейти палестинской стороне.

Многие поселенцы давно покинули свои дома, но несколько тысяч, которых поддерживает изрядная часть израильтян, говорят, что подчиняться приказу не будут.

Противники размежевания, которые считают, что эти земли исторически принадлежат Израилю, продолжают проникать на закрытые территории в обход армейских блокпостов. Как ожидается, они окажут наиболее ожесточенное сопротивление армии и полиции. На данный момент в Газе незаконно находятся от двух до пяти тысяч человек.

Зачем?

Уход из Газы - это частичное осуществление американского плана "дорожной карты", первый шаг к реализации проекта создания палестинского государства. Шарон отдает меньшую часть оккупированной палестинской земли с тем, чтобы закрепиться на большей ее части, то есть на Западном Берегу. Шарон считает, что Газа стала обузой для Израиля: для охраны нескольких тысяч еврейских поселенцев там надо держать целую армию.

Таким образом он "отделывается" от ненужной, нищей, кишащей возмущением, всегда готовой к взрыву и бунту территории, делает жест навстречу мировой общественности, смягчает недовольство палестинского народа в целом, который теперь может поверить в то, что это первый шаг к независимости.

Опасность или иллюзия

В самом израиле противники "размежевания" подчеркивают, что "отступление" из Газы не только повышает мотивацию террористов, но и создает новый плацдарм для наступления. Кроме того, благодаря действиям израильского правительства, международную легитимацию получит и всплекск терроризма.

Согласно прогнозу газеты Ma'ariv, в ближайшие месяцы, еще до того, как будет открыта граница с Египтом, и палестинцы получат морской и воздушный порты, террористы начнут вооружаться. В отсутствии израильского контроля заработают в полную мощность мастерские по производству ракет, появятся новые склады, будут вырыты новые многоэтажные тоннели, по которым свободно потечет контрабандное оружие и боеприпасы, и Израиль ничего не сможет с этим поделать.

Боевикам достаточно устаревших "катюш" и примитивных пушек, чтобы над Западным Негевом, включая Кирьят-Гат и Ашдод, нависла угроза, какой не было со времен Войны за независимость 1948 года. Но когда египтяне получат в свое распоряжение контроль над Филадельфийским коридором, а в Газе откроются морской порт и аэропорт, настанет новая эра противостояния: палестинцы откажутся от ржавых самодельных приспособлений в пользу новейших вооружений, которые будут доставляться в автономию открыто, средь бела дня.

Существует два возможных сценария развития событий после размежевания. По первому, более оптимистичному, в руководстве автономии осознают неэффективность террора, займутся восстановлением экономики и воспользуются помощью США для подготовки к созданию независимого государства. По второму, пессимистичному, сразу после размежевания начнется новый виток террора, который обрушится в первую очередь на еврейские поселения Иудеи и Самарии, а также на центральные израильские города.