Архив NEWSru.com

Повод: Депутаты предлагают Фрадкову надавить на Молдавию


Ситуацию в Молдавии накануне парламентских выборов комментирует директор Института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов:

- Коммунисты при всех обстоятельствах имеют шансы получить половину голосов избирателей на выборах в парламент Молдавии. Они сохраняют свое лидерство по результатам опросов, и сегодня оно безальтернативно. Конечно, в стране есть силы, которые хотели бы поколебать это доминирование, однако они в основном зарубежного происхождения, и по этой причине не очень активны.

Обычно коммунистов воспринимают как ставленников России. Именно так воспринимали молдавских коммунистов, когда они пришли к власти четыре года назад при очевидном участии России. С тех пор все изменилось. Сегодня политика Воронина дает основания считать его антироссийски настроенным лидером.

С другой стороны, и Россия, как и в других странах постсоветского пространства, вела себя в Молдавии не лучшим образом. Те граждане этой страны, которые видели в России своего партнера, ждали от нее понимания и сочувствия. Но Москва в принципе безразлична к судьбам Молдавии. Она ведет себя по отношению к постсоветским странам с безразличием и высокомерием, интересы партнеров для нее второстепенны, - Москва является лишь участником эгоистичного передела местных ограниченных ресурсов. Так ведут себя и США, но они достаточно богаты, чтобы кость, которую они бросают со стола своим клиентам, их вполне удовлетворила бы. Россия же даже этого сделать не может, и поэтому вызывает у соседей сильное и откровенное раздражение.

Поэтому даже в Молдавии - одной из беднейших стран Европы - с Россией не связаны никакие надежды на серьезное улучшение положения в стране. И среди политических сил страны нет никого, кто ориентировался бы на Москву. В том числе и коммунисты.

Как впочем никаких сигналов не исходит и из Бухареста. Румыния сейчас стремится в Европу, и ей совершенно не нужны дополнительные конфликты у соседей. Конечно, и здесь существуют партии, любящие спекулировать на национальном величии, однако они не играют существенной роли в румынской политике. Румыны не заинтересованы сегодня ни в поглощении Молдавии, ни в ее расколе на Молдову и Приднестровье, ни в разделе страны.

А молдавские коммунисты нашли себе неожиданных союзников: Воронин встречался с Саакашвили, он съездил к Ющенко, сказал им: "Мы с вами одной крови". Поэтому ожидать вмешательства извне для поддержки какой-нибудь очередной "оранжевой" волны особенно не приходится. Выборы в Молдавии пройдут относительно спокойно.

Хотя термин "виноградная революция" уже появился в политическом обиходе, оснований для этого немного. Христианский демократ Юрий Рошка, конечно, активный политик, и может выводить людей на площадь, однако ему это удавалось сделать только с негласного согласия президента Воронина. А пока Воронин сам играет и за власть, и за оппозицию. Он своего рода "оранжево-красный" президент.

Но если на Украине выборы прошли с издержками несмотря на прекрасное экономическое положение, то в Молдове ситуация совершенно иная: страна в очень плохом состоянии и неловкое поведение Воронина может только ухудшить ситуацию. Россия уже получила от него явную пощечину: читайте заявление Саакашвили после бесед с молдавским президентом (на своей пресс-конференции в Кишиневе Саакашвили сказал, что российская политика совсем недавно "сломала себе шею в Тбилиси, сломала себе шею в Киеве"... "Сколько раз еще ей придется ломать себе шею?" - NEWSRU.com).

Этого выпалда можно было и не замечать, поскольку Молдавия не представляет для России особого интереса - ни политического, ни экономического. Но Россия кое-что сделала для поддержания мира в Молдавии. И в Грузии, проблемы с которой тоже начинались с мелочей, с пылких заявлений, и в результате отношения двух стран дошли до того, что Грузия стала самым трудным партнером России. Для Грузии это очень плохо, для Молдовы может обернуться еще хуже.

Этнические конфликты на территории каждой из этих стран укрепляют их альянс. Саакашвили, например, очень экспансивный политик. Он, пообещав грузинам разрешение старых конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, сразу попытался пойти силовым путем. Не очень получилось. Воронин также пытался силой и очень быстро решить проблему Приднестровья. Я не исключаю, что два президента - согласованно или нет - провоцируют Россию на жесткий ответ. Если у России будет много проблем в "горячих точках" в Приднестровье и в Абхазии, Грузии и Молдавии будет легче на международной арене решать свои проблемы.