Как рассказала РИА "Новости" представитель "Ельцин Центра" Елена Волкова, Соколов напишет заявление как частное лицо. "Как человек, как руководитель Вольного исторического общества он хочет осуществить свои права", - пояснила Волкова, подчеркнув, что сам "Ельцин Центр" судиться с режиссером не будет.
Сам историк сообщил агентству Ura.ru, что поводом стало одно высказывание Михалкова из открытого письма к вдове первого президента России Наине Ельциной, опубликованного 11 декабря, а именно - место, где режиссер утверждает, будто Соколов реабилитирует генерала Андрея Власова.
"Меня интересует не разрушение этого современного центра, а возможность скорректировать то наполнение, которое там существует, чтобы не призывал историк Никита Соколов именем Бориса Николаевича реабилитировать генерала Власова и власовцев", - говорится в письме Михалкова.
- Евгений Киселев: "Это у них, у Михалковых, семейное"
По словам Соколова, заявление кинорежиссера не соответствует действительности и является клеветой. Он показал видеозапись, сделанную в пресс-центре ТАСС и зафиксировавшую дискуссию о проблемах, связанных с реабилитацией политических заключенных сталинской эпохи.
Соколов подчеркнул, что на той пресс-конференции говорил о том, что "среди репрессированных "власовцев" или "бандеровцев" могут оказаться люди, не причастные ни к каким преступлениям, что может выясниться только при отдельном исследовании судеб". "Среди нереабилитированных могут оказаться люди, которых никак нельзя назвать врагами народа: заложники и "расказаченные" времен Гражданской войны, крестьяне "спецпереселенцы" эпохи коллективизации, жертвы национальных "чисток" и "депортаций" 1939-1944 годов", - объяснил историк.
Первоначально сохранялась возможность того, что иск будет подан от "Ельцин Центра", но к концу дня было решено, что иск будет подан в частном порядке.
В пресс-службе Никиты Михалкова отказались комментировать сообщение, попросив направить письменный запрос.
Никита Соколов - кандидат исторических наук, председатель совета Вольного исторического общества, заместитель по науке генерального директора музейного объединения "Музеи Москвы", специалист в области истории России XIX века, по русскому либерализму, русским общественным организациям, исторической антропологии, формированию исторического сознания.
В 1988-1996 годах был старшим преподавателем кафедры отечественной истории древнего мира и средних веков Московского государственного историко-архивного института, впоследствии - Института архивных исследований РГГУ. С 1996 по 2002 год работал редактором в журнале "Итоги", в 2002-2003 годах - в "Еженедельном журнале".
В 2003 по 2014 год работал шеф-редактором журнала "Отечественные записки", был редактором отдела "Общество" журнала The New Times и редактором журнала "Вокруг света". Соавтор книги "Выбирая свою историю. "Развилки" на пути России: от рюриковичей до олигархов". Опубликовал на русском языке воспоминания российского государственного деятеля генерала Василия Гурко и "Учебник русской истории" Сергея Платонова.
"Ельцин Центр" открылся в Екатеринбурге 25 ноября 2015 года. Он был создан на основании закона "О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий", который был принят в 2008 году. На финансирование центра из федерального бюджета было выделено около 5 млрд рублей. В учреждении площадью 22 тыс. кв. метров расположены образовательный и детский центры, галерея, конференц-зал, музей, архив, медиатека. Ядром "Ельцин Центра" является музей первого президента России, где собраны десятки тысяч документов, фотографий и видеоинтервью.
Конфликт с Михалковым начался после выступления последнего 9 декабря в Совете Федерации с резкой критикой "Ельцин Центра", который, по мнению режиссера, ежедневно разрушает национальное самосознание сотен детей, поскольку предоставляет необъективную оценку истории России.
Вдова первого президента России Наина Ельцина в своем ответе Михалкову назвала его высказывания лживыми и вспомнила, что "Михалков был доверенным лицом Бориса Николаевича на выборах 1996 года и тогда совсем иначе оценивал реформы 90-х и вклад "команды Ельцина" в строительство новой России".
Пользователи интернета проиллюстрировали оценки Михалкова видеороликом, где режиссер, участвующий в предвыборной кампании 1996 года, хвалит Ельцина в глаза и при этом оглядывается на него, сверяясь, как тот реагирует на похвалы.
После этого Михалков ответил на письмо, заверив вдову, что его критические замечания касались не оценки личности Ельцина, а программ "сомнительного исторического содержания с сомнительными историческими выводами".
Михалкова поддержал Мединский: Бориса и Наину Ельциных "подставили"
В поддержу Михалкова выступил министр культуры Владимир Мединский в статье, опубликованной 12 декабря на сайте "История России".
В статье говорится, что Ельцин "заблуждался вместе с нами - или даже вслед за нами", что он "советский человек" с Урала и "производная истории России" и "того кризиса, который переживала наша страна", а "Ельцин Центр", по оценке Мединского, вписывает его в ложный исторический контекст, основанный на догмах "о какой-то "европейской цивилизации".
"Получается, что тысячу лет многие поколения наших предков шли "не в ногу" и только один Ельцин "в ногу". Чего здесь больше - комизма или глупости? А с другой стороны, выходит, что первый президент России взялся ниоткуда, за его спиной нет истории России - ни великих триумфов, ни реальных трагедий?" - пишет министр культуры.
По словам Мединского в "Ельцин Центре" "переплюнули всех прочих сектантов: там вырезали у России вообще всю историю. Потому что она не соответствует чьим-то догмам о какой-то "европейской цивилизации". Один пример из клипа: мол, в 1964-м страна "вступила в трясину застоя", а в 1985-м "получила шанс на возврашение в цивилизованный мир". Что за чушь? Леонов, "Союз - Аполлон", разрядка, Саяно-Шушенская ГЭС, БАМ, Товстоногов, Большой, "советская зона влияния" на половину земного шара, абсолютное мировое лидерство в спорте, расцвет литературы и киноискусства - это все "трясина застоя"?" - возмущается Мединский.
Наину Ельцину министр культуры считает "уважаемой в народе" и утверждает, что ее тоже, как и Ельцина, подставили. "Обратите внимание, - просит Мединский, - весь гвалт происходит оттого, что кое-кто решительно отказывается принимать Россию не такой, какой видится им в эротических или идеологических фантазиях, а такой, какая она есть. Мол, пока не сделаете мне снова так, как было при Ельцине (при Сталине, в 1913-м), - я такую неправильную Россию не принимаю. И вот в пылу такой "борьбы" не считается зазорным даже подставить (именно подставить!) глубокоуважаемую всеми, причем не в элитах - а в народе уважаемую! - Наину Иосифовну Ельцину: шепнуть ей, что, мол, "Михалков вашего мужа запретить хочет". Хорошо, что Михалков тактично пресек провокацию в зародыше".
Мединского возмутил психиатрический диагноз "святой" Зои Космодемьянской
В постскриптуме к статье содержится выпад против карикатуриста и психиатра Андрея Бильжо. Подвиг героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которую сам Мединский назвал "святой", Бильжо расценил с позиций психиатрии как синдром "кататонического ступора с мутизмом".
"Когда Зою вывели на подиум и собирались повесить, она молчала, хранила партизанскую тайну. В психиатрии это называется "мутизмом": она просто не могла говорить, так как впала в "кататонический ступор с мутизмом", когда человек с трудом двигается, выглядит застывшим и молчит... Это была клиника, а не подвиг давно болевшей шизофренией Зои Космодемьянской", - процитировал Мединский оценку Бильжо.
"Как же мне назвать гр. Бильжо? Дорогие читатели, подскажите, пожалуйста, сдержанный, высококультурный и изящный синоним к тому слову, которое я имею в виду. Заранее благодарен", - попросил министр культуры.
Мединский попытался представить этот пассаж как чисто публицистический прием, не процитировав первую часть статьи, опубликованной на сайте The Insider, из которой следует, что Бильжо основывается в своей оценке на реальной психиатрической истории болезни Космодемьянской, которая хранилась в архиве психиатрической больницы им. П. П. Кащенко.
"В этой клинике не раз лежала до войны Зоя Космодемьянская, она страдала шизофренией. Об этом знали все психиатры, которые работали в больнице, но потом ее историю болезни изъяли, потому что началась перестройка, стала просачиваться информация, и родственники Космодемьянской стали возмущаться, что это оскорбляет ее память", - утверждает Бильжо.
Впрочем, в отношении к советским мифам Мединский пренебрегает фактической стороной вопроса. Несмотря на публикацию архивистами документа, свидетельствующего о том, что история подвига 28 панфиловцев была вымыслом журналистов газеты "Красная звезда", Мединский критиковал скептиков, усомнившихся в ней скептиков, называя их "кончеными мразями".
26 ноября выступая на памятных мероприятия, посвященных 75-летию казни партизанки Зои Космодемьянской, министр заявил, что к биографиям героев Великой Отечественной войны, в частности, Зои Космодемьянской и 28 панфиловцев, следует относиться как к житиям святых, и проклял мифоборцев, пожелав им гореть в аду.