Постпред США в ООН Залмай Халилзад отметил: "Лавров в беседе с госсекретарем США Кондолизой Райс сказал, что демократически выбранный президент Грузии должен уйти. Мы считаем, что это недопустимо".
"Я хочу спросить господина Чуркина: цель вашего правительства - смена режима в Грузии? Вы пытаетесь свергнуть демократически избранного президента, демократически выбранное правительство?" - поинтересовался американский дипломат.
"Интересная ссылка на конфиденциальный телефонный дипломатический разговор между нашим министром и вашим государственным секретарем", - заметил в ответ на это постпред РФ при ООН Виталий Чуркин
Чуркин пояснил, что "regime change" - это американская терминология. Россия этой терминологией не пользуется, но бывают ситуации, когда и демократически избранные главы государств уходят. Обращаясь к американскому дипломату, Чуркин добавил: "Я полагаю, что эта идея вас заинтересовала и вы выносите ее на обсуждение".
Когда же Халилзад повторил свой вопрос, пояснив, что в первый раз не получил на него ответа, Чуркин порекомендовал ему "надеть наушник", в который транслируется перевод его речи.
Сам Лавров, комментируя полемику, разгоревшуюся вокруг его высказываний, в воскресенье отметил, что Россия не увязывает восстановление мира в зоне конфликта с судьбой президента Грузии Михаила Саакашвили. Выступая перед журналистами он пояснил, что Кондолиза Райс "некорректно интерпретирует" состоявшийся между ними телефонный разговор, "пытаясь представить дело таким образов, что без ухода Саакашвили невозможно прекратить конфликт в Южной Осетии". "Если грузинские войска уйдут из Южной Осетии и между Грузией и Южной Осетией будет подписано соглашение о неприменении силы, то мир будет восстановлен независимо от дальнейшей судьбы Саакашвили", - добавил министр.
Постпред РФ в ООН, между тем, выразил удивление реакцией Тбилиси на отказ президента России Дмитрия Медведева разговаривать с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. "Какой приличный человек будет сейчас разговаривать с президентом Грузии?" - задал Чуркин вопрос на заседании СБ ООН.
Российский дипломат отметил: "До последнего момента он (Саакашвили) уверял нас, что у него в мыслях нет использовать силу против собственного народа". Чуркин добавил, что такие же заверения Саакашвили давал и мировому сообществу.
Позиция Москвы заключается в том, что переговоры с Грузией по Южной Осетии могут вестись только после вывода грузинских войск и подписания соглашения о неприменении силы. Российский дипломат высказал мнение, что руководство и секретариат Совета Безопасности ООН объективно не разобрались в сути происходящего в Южной Осетии.