8 декабря в Лондоне на аукционе "Старые мастера"  Christie's  с предварительной оценкой 8,9-14 млн долларов выставлено полотно Тициана, некогда принадлежавшее Эрмитажу
Christie's
8 декабря в Лондоне на аукционе "Старые мастера" Christie's с предварительной оценкой 8,9-14 млн долларов выставлено полотно Тициана, некогда принадлежавшее Эрмитажу.

У "Портрета женщины с дочерью" уникальная история, отмечает "Коммерсант". Четыре с половиной века портрет был скрыт под среднего качества живописью с изображением Товии и ангела.

Как считают специалисты, "Товию и ангела" написал кто-то из учеников великого художника, включив в свою композицию лица тициановских персонажей. Фигура женщины была превращена в ангела Рафаилом с крыльями за спиной и курильницей, а девочка стала мальчиком Товией с рыбой в руке. Одежды женщины и ее дочери были полностью записаны, изменено положение рук.

Как считают эксперты, это было сделано после смерти Тициана - в 1576 году, когда продавался его дом в Венеции вместе с содержимым. Дом перешел к Христофоро Барбариго, коллекционеру и покровителю искусств. Он отдал дом под мастерскую художнику Франческо Бассано, тут же работал и ученик Тициана Леонардо Корона. Вероятно, он и переписал незаконченное учителем полотно.

Картина "Товия и ангел" оставалась в коллекции Барбариго вместе с еще несколькими полотнами Тициана и прочими, собранными семейством Барбариго шедеврами следующие два века. Пока не была продана, в числе других 102 полотен, российскому генерал-консулу в Венеции Александру Хвостову для коллекции императорского Эрмитажа.

Однако в Эрмитаже картины даже не успели развесить: в связи с перестройками внутри Зимнего дворца решено было избавиться от части менее ценных картин. В 1853 году с аукциона в Петербурге было продано более тысячи картин, в том числе и часть полотен из коллекции Барбариго.

В результате "Товия и ангел" с авторством Тициана попал в коллекцию жившего в Петербурге поляка, графа Тышкевича. В 1913-1914 годах картина выставлялась в Лондоне на выставке старых мастеров и попала в руки одного из крупнейших арт-дилеров Рене Джимпела. После войны Джимпел отдал картину на рентген. Даже по рентгеновским снимкам стало ясно, что под верхним слоем скрывается неизвестный Тициан.

На пробу расчистили маленький фрагмент на шее ангела, и стала видна нить жемчужного ожерелья. Однако расчищенный фрагмент тогда снова затонировали. И только в 1983 году началась работа, которая длилась 20 лет. В результате позднюю живопись полностью сняли и раскрыли авторский красочный слой Тициана.

Картина оказалась недописанной, но ее высоко оценили искусствоведы. Полотно уже просят на будущие выставки в Музей Каподимонте в Неаполе и в Люксембургский дворец в Париже.