Президент Владимир Путин во вторник в День памяти политических репрессий впервые посетил мемориальный комплекс "Бутовский полигон" на юге Москвы, чтобы почтить память жертв сталинизма. В этом году исполнилось 70 лет с начала массового политического террора.
Российский президент назвал период политических репрессий следствием попыток поставить некую привлекательную идею выше основных человеческих ценностей. Главный же урок из этого заключается по мнению Путина в том, что политическая борьба в России нужна, но она не должна быть разрушительной.
Одновременно с визитом Путина на бутовский полигон в Москве российские правозащитники и оппозиционные партии проводили митинги в память старых и в защиту новых политзаключенных. Внимания им федеральные российские телеканалы и информагенства уделили мало или вообще их проигнорировали, зато обильно показывали и освещали поездку президента.
Напомним, что в книге интервью "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным" президент РФ откровенничал, что когда работал в еще советском Ленинграде, власти любили проводить "спецоперацию": организовывать параллельное диссидентскому мероприятие и тем самым "сбивать" к нему интерес.
Путин на фоне уполномоченного по правам человека
Подконтрольный государству "Первый канал", например, в новостном репортаже о поминовении жертв политических репрессий в Бутово сосредоточился на самом факте приезда туда Путина. Напомнив, что в годы сталинского террора погибли "миллионы человек", телеканал сообщил, что "десятки тысяч" из них расстреляны на полигоне в Бутово (по установленным данным, около 20,7 тысяч). Легкость обращения с цифрами должна, очевидно, объяснить телезрителю, почему президент РФ выбрал именно это место.
Обращался к журналистам Владимир Путин при молчаливой поддержке уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина, который вместе с суровым мужчиной (по виду, телохранителем) позировал на заднем плане. Чтобы у зрителя не возникло сомнения в важности для страны визита Путина на полигон, телеканал указал, что правозащитники уже назвали эту поездку "знаковой". Забыв закончить их фразу - "вне зависимости от мотивов поездки Путина".
О памятных мероприятиях самих правозащитников и оппозиционных партий "Первый канал" упомянул, но только в контексте участия в них прокремлевского движения "Наши". "На Лубянской площади прошла панихида по священнослужителям и всем верующим, погибшим в годы сталинских репрессий. В акции приняли участие члены молодeжного движения "Наши"", - говорится в репортаже.
РПЦ: молиться надо, а не митинговать
Тем временем в Русской православной церкви заявили, что жертв политических репрессий в годы советской власти правильнее поминать молитвами, а не политическими митингами. "То, что происходит на Бутовском кладбище, является правильной формой поминовения усопших и убиенных", - заявил митрополит Кирилл в интервью "Интерфаксу".
"Когда вокруг поминовения жертв репрессий проходят политические митинги, конечно, люди имеют право на такого рода поминовения, но с христианской точки зрения это неправильное поминовение", - продолжил мысль митрополит Кирилл. По словам владыки, в соответствии с христианской традициейправильное поминовение - "это когда люди без всяких митингов идемонстраций приходят к местам убиения или другим местам памяти погибшихи совершают там совместную молитву".
Путин о репрессиях: политические баталии "должны проходить в рамках"
У дверей храма в честь новомученников и исповедников российских, возведенного на территории полигона, где в 1937-1938 годы было расстреляно более 20 тысяч человек, Владимира Путина встретили патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и настоятель храма отец Кирилл.
"Трагедии такого рода повторялись в истории человечества неоднократно. И все это случалось, когда привлекательную, на первый взгляд, но пустую на поверку идею пытались ставить выше основных ценностей - человеческой жизни, ценности прав и свобод человека", - сказал Путин, слова которого приводит "Интерфакс".
По словам президента, "37 год, хотя он и считается пиком репрессий, был хорошо подготовлен предыдущими годами жестокости". "Достаточно вспомнить расстрел заложников в годы гражданской войны, уничтожение целый сословий - духовенства, российского крестьянства, казачества", - добавил глава государства. Путин отметил, что период репрессий - "для нас это особая трагедия".
"Масштаб ее колоссален - сосланы, уничтожены, расстреляны были десятки тысяч, миллионы человек. Причем прежде всего люди со своим собственным мнением, которые не боялись его высказывать", - подчеркнул президент РФ. Он отметил, что уничтожались "наиболее эффективные люди, цвет нации". Как заявил глава государства, "мы до сих пор ощущаем эту трагедию на себе".
"Для развития страны, выбора наиболее эффективных путей, нужны политические споры и баталии, нужна борьба мнений, но чтобы процесс был не разрушительным, а созидательным", - заявил Путин. "Эти споры, эти политические баталии не должны проходить вне рамок культурного, образовательного пространства", - подчеркнул он. В связи с этим президент России призвал "опираться на самое лучшее, что есть у российского народа, объединить усилия, чтобы никогда не повторились трагедии", подобные расстрелам и политическим репрессиям.
Когда президент подошел к стенду с фотографиями некоторых из людей, которые были расстреляны в этом месте в 1930-1940-х гг., выслушаврассказ священнослужителей, он заметил: "Умопомрачение. Все этоневероятно. За что?!". После службы в храме Путин и патриарх Алексий II возложили цветы к Большому Поклонному кресту, который установлен между храмом и "Бутовским полигоном".
"Мемориал": визит знаковый, вне зависимости от его мотивов
Глава правозащитного общества "Мемориал" отмечает важность посещения президентом России мемориального комплекса на юге Москвы. "Это знаковое событие. Впервые высшее должностное лицо в государстве посещает "Бутовский полигон" - место, где в годы сталинского террора, с августа 1937 года по октябрь 1938 года, были расстреляны 20 тысяч 700 жертв политических репрессий", - сказал глава общества Арсений Рогинский.
"Мемориал" является одной из ведущих российских неправительственныхорганизаций, занимающихся вопросами реабилитации жертв репрессий."Чтобы ни стояло за этой поездкой - попытка ответить на общественное настроение в связи с 70-летием Большого террора, искреннее желание помолиться за невинно погибших или какие-то политические соображения - в любом случае это знаковое и позитивное событие", - сказал Рогинский.
"Мы рассчитываем, что чиновники в регионах увидят в поездке президента России на "Бутовский полигон" внимание к теме политического террора в СССР. Надеемся, что региональные чиновники будут действовать энергичнее и, в союзе с общественными организациями, будут работать над увековечением памяти жертв репрессий", - сказал глава "Мемориала".
Рогинский также заявил, что правозащитники ждут от российского руководства решений о создании национальной Книги и Музея памяти о жертвах репрессий и включения темы политических репрессий в СССР в школьные программы. "Мы ждем от руководства страны указаний государственным органам, особенно МВД и ФСБ, чтобы они сделали все возможное для выяснения мест массовых захоронений в нашей стране. Таких "бутово" в России, к сожалению, очень много. Мы также ждем законодательных инициатив по улучшению положения ныне живущих жертв репрессий, которое было значительно ухудшено законом о монетизации", - сказал Рогинский.
От первого лица: раньше было не так все грубо
В книге "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным" президент России рассказал, в частности, что методы правоохранительных органов в 1970-х были менее грубыми, чем в начале 1990-х: "Действовали как бы из-за угла, чтобы не торчали уши, не дай Бог". И привел в пример одну историю (полный текст книги доступен на сайте президента).
Допустим, группа диссидентов собирается в Ленинграде проводить какое-то мероприятие. Допустим, приуроченное к дню рождения Петра Первого. <...> Задумали, значит, мероприятие с приглашением на место события дипкорпуса, журналистов, чтобы привлечь внимание мировой общественности. Что делать?
Разгонять нельзя, не велено. Тогда взяли и сами организовали возложение венков, причем как раз на том месте, куда должны были прийти журналисты. Созвали обком, профсоюзы, милицией все оцепили, сами под музыку пришли. Возложили. Журналисты и представители дипкорпуса постояли, посмотрели, пару раз зевнули и разошлись. А когда разошлись, оцепление сняли. Пожалуйста, идите кто хочет. Но уже неинтересно никому.<...>
Особого секрета из этого никто и не делал. В столовой встречались, разговаривали. Я к чему все это говорю? К тому, что действовали, конечно, неправильно, и это было проявлением тоталитарного государства. Но показывать уши считалось неприличным. Было все не так грубо.
Могильник в Бутово
В Бутово, которое теперь вошло в черту Москвы, на территории бывшего стрелкового полигона НКВД в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года было расстреляно по установленным на сегодня данным 20 тыс 765 человек - в основном это жители Москвы и Московской области, но также и выходцы из других областей страны и иностранные граждане. К настоящему времени установлены имена около 1 тысячи священнослужителей РПЦ и мирян, расстрелянных в Бутово, 230 из них причислены к лику святых.
В Москве и ближайшем Подмосковье официально установлено пять мест массовых захоронений жертв политических репрессий, отмечает ИТАР-ТАСС. Памятные знаки открыты на территории Бутовского захоронения, на Ваганьковском кладбище, кладбище Московского (Донского) крематория. Памятный знак - Соловецкий камень - установлен в самом центре столицы, на Лубянской площади.
В 2004 году на Бутовском полигоне был заложен храм в честьновомучеников и исповедников российских. Строительство храма былозавершено весной 2007 года. В церемонии закладки храма и в его освящениипринимали участие Алексий II и первоиерарх Русской зарубежной церквимитрополит Лавр. В августе 2007 года на полигоне был установлен поклонный крест, освященный у стен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря.
В 2007 году исполняется 70 лет с момента пика политическихрепрессий в Советском Союзе, который пришелся на 1937 год.День 30 октября в 1974 году узниками политических лагерей былобъявлен Днем политзаключенного в СССР. 33 года назад по политическимлагерям и тюрьмам Советского Союза впервые прокатились согласованныеголодовки и другие акции протеста, ознаменовав начало организованногосопротивления политзаключенных.
18 октября 1991 года, по решению Верховного Совета РСФСР, 30октября было объявлено Днем памяти жертв политических репрессий. Принятый тогда закон "О реабилитации жертв политических репрессий" предусматривает восстановление в гражданских правах жертв репрессий, устранение иных последствий произвола со стороны государства, обеспечение компенсации материального и морального ущерба.
С момента принятия закона пересмотрено порядка 630 тыс уголовных дел, связанных с политическими репрессиями. Пострадавшими признаны более 424 тысяч человек, в том числе около 10 тысяч детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, ссылке или высылке.
Ровно год назад президент Владимир Путин на совещании с правительством дал поручение оказать помощь правоохранительным органам в работе по реабилитации жертв политических репрессий. "Прошу всех членов правительства не забывать об этом, чтобы каждый на своем месте оказал содействие в этой работе, делать все, чтобы ни один человек, ни одна жертва не осталась безвестной, неопознанной, чтобы общество всегда помнило об этом и знало, чтобы никогда ни у кого не возникло не малейшего желания хоть какие-то элементы прошлого воспроизвести сегодня или завтра", - заявил тогда Путин.
По данным "Мемориала", в настоящее время в России живут около 800 тысяч человек, которые считаются жертвами политических репрессий. Большинство из них - это дети тех, кто был репрессирован. При этом в масштабе бывшего Советского Союза, по оценкам "Мемориала", жертвами политических репрессий могут считаться около 12,5 млн человек.